декабрь 21, 2015
Эксперт НИСИПП разместил на сайте организации свое мнение о введенном в России сборе с дальнобойщиков за проезд по федеральным трассам. "СК" публикует его выступление с небольшими сокращениями:
Большегруз на дороге.
Михаил Хаустов
Комментарии ситуации с новым дорожным сбором с большегрузных автомобилей заполняют СМИ. И политическая составляющая в них все растет. У этой истории есть свой очень четкий сюжет. Соответствующее постановление правительства было принято в 2013 году. После этого в полном соответствии с пословицей "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится" заинтересованные представители отечественного бизнеса ждали, пока все "само рассосется".
По расчетам Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, при среднем пробеге большегруза 100 тыс. км в год сбор составит 300 тыс. рублей на один автомобиль. До введения нового налога перевозчики платили 18 тыс. рублей в качестве ЕНВД, 30 тыс. рублей — в ПФР, 32,5 тыс. рублей — в качестве налога с владельца транспортного средства (цифры взяты по Московской области). То есть речь идет о поистине космическом росте налоговой нагрузки.
Новый сбор окажется, по словам представителей профсоюза, крайне обременительной суммой дополнительных прямых авансовых затрат на доставку грузов. Большинство компаний разорятся, уверяют лидеры грузоперевозчиков, а их сотрудники пополнят армию безработных.
Представители Росавтодора в свою очередь уверяют, что проект нового сбора был разработан с исключительно благой целью: привлечь внебюджетные источники для развития дорожного хозяйства. Чиновники уверяют, что новация полностью отвечает принципу, давно используемому в европейских странах, — "платит пользователь". А дальше приводятся цифры: ущерб, наносимый дороге от проезда одного большегруза, равняется ущербу от проезда 50 тыс. легковых машин. Таким образом, должны платить те, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках.
Заявлениям Росавтодора не верится по одной причине: вводимый налог на большегрузы — уже третий, за счет которого должны содержаться и ремонтироваться дороги. Существует транспортный налог. Он уже однажды отменялся, поскольку "нецелевое" его использование отмечалось повсеместно, но потом опять был введен. Есть целевой акциз на автомобильное топливо, при введении которого Кудрин обещал отменить транспортный налог. Ничего не отменили, и деньги, которые платят автомобилисты на содержание дорог, покупая бензин, также исчезают в чьих-то "нецелевых" карманах.
И вот — новый сбор. О грядущей судьбе средств, собранных с его помощью, можно только догадываться, хотя и с большой степенью вероятности.
Однако люди, которых введение сбора на 12-тонные грузовики касалось в первую очередь, благополучно спали до осени этого года. Лишь в начале сентября Межрегиональный профсоюз водителей-профессионалов направил обращение к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с просьбой не вводить до конца экономического кризиса новый сбор для большегрузов.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов направил премьер-министру письмо с просьбой рассмотреть возможность нулевой ставки размера платы до 1 июля 2016 года. То есть фактически заморозить плату, а затем возможность снижения платы более чем в три раза. Кроме того, он просил пересмотреть принцип взимания платы и установить льготы для перевозки "социально значимых групп товаров", а также для отдаленных регионов.
В упомянутом уже обращении профсоюза прогнозируется, что новый платеж может повлиять на ситуацию с безопасностью на трассах: "Для того чтобы “выжить” после введения этого сбора, грузоперевозчики вынуждены будут принуждать водителей нарушать нормы труда и отдыха, экономить на зарплате водителей и на техническом обслуживании подвижного состава..."
Наконец, в профсоюзе привели последний аргумент: тяжесть сбора почувствуют не только перевозчики, но и вообще все россияне. Грузоперевозчики, которые смогут выжить в новых условиях, будут вынуждены поднять расценки минимум на 15%. Это приведет к тому, что подорожает все без исключения.
Это всерьез восприняли торговые компании, чей оборот и без того постоянно снижается из-за кризиса. Всполошились строители, также переживающие не лучшие времена. Но чиновники Минтранса, росавтодоровские начальники стояли стеной. На попятный они пошли лишь тогда, когда протесты дальнобойщиков охватили чуть ли не всю страну.
Ситуация с налогом на большегрузные автомобили вне зависимости от того, чем завершится конфликт, демонстрирует, что правительственные чиновники не желают, а может быть, и не умеют просчитать даже самые вероятные последствия своих решений. А потом уверенность в том, что "пипл схавает", сменяется удивлением: как это не "схавали"? И тогда начинается вакханалия чиновничьего возмущения и объяснения результатов собственного головотяпства происками американских империалистов.
Но это уже особая история.