декабрь 28, 2015
К концу года "МегаФон" обновил свое позиционирование на рынке услуг B2B. Новый подход, выражающийся слоганом "Бизнес по-настоящему", по задумке компании, должен освободить клиентов от всех забот по поводу телекоммуникаций, чтобы они могли сосредоточиться на собственном бизнесе. Валерий Казаченко, директор Алтайского регионального отделения компании, рассказал "СК" о том, как оператор выстраивает работу с сектором В2В в нашем регионе.
Валерий Казаченко — о новом позиционировании "МегаФона" на корпоративном рынке.
архив компании "Мегафон"
— Валерий Анатольевич, насколько для "МегаФона" важен сегмент B2B?
— Для "МегаФона" направление B2B становится приоритетным, и этому есть две причины. Во-первых, долгое время мы делали акцент на массовом рынке, и направление корпоративного бизнеса в какой-то степени находилось в тени. Теперь мы активно наращиваем свое присутствие здесь. Так, "МегаФон" недавно выиграл федеральный конкурс на предоставление мобильной связи МВД — это очень серьезная победа на федеральном уровне. Благодаря этому контракту мы в числе своих клиентов приобрели структуру с большим количеством абонентов и объемом потребляемых услуг. Еще один успех — мы выиграли конкурс и стали поставщиком мобильной связи для серьезного сибирского холдинга СДС. В Алтайском крае он владеет двумя градообразующими предприятиями (активами "Алтайвагона" в Новоалтайске и Рубцовске. — Прим. ред). Мы с ними работаем больше года и уже видим неплохие результаты: они пользуются всем спектром наших услуг.
Во-вторых, корпоративный сегмент может и должен расти быстрее массового, т. к. в нем появляется много востребованных услуг, которые раньше просто не существовали. Например, M2M — этим услугам всего 3 года; а такой сервис, как "Wi-Fi с авторизацией", который позволяет предоставлять кафе и ресторанам услуги по бесплатному доступу в интернет и при этом соблюдать требования законодательства, появился вообще всего несколько месяцев назад. Поэтому потенциал у B2B-сегмента огромный.
— Что отличает ваш подход от стратегии других игроков "большой тройки" в этом направлении?
— Новое позиционирование "Бизнес по-настоящему" — это не просто лозунг, это еще и философия, которой мы следуем при работе с нашими партнерами. У вас как у бизнеса есть задача, которую нужно решить, — у нас как у оператора есть решение этого вопроса. Доверьтесь нам как профессионалам и сосредоточьтесь на том, что умеете лучше всего, — на своем деле. В какой-то степени можно рассматривать предложения "МегаФона" как своеобразный аутсорсинг ИТ-отдела вашей компании.
Например, заказчик видит, что расходы на мобильную связь растут, но прямое сокращение затрат может больно ударить по бизнес-процессам и эффективности. Мы можем провести анализ расходов и предложить оптимальное решение — для междугородных звонков предложим специальный пакет со скидками, а также можем применить специальную настройку, когда после 18.00 вечера у сотрудника перестают действовать "служебные" минуты, и все разговоры во внерабочее время он оплачивает уже сам.
Еще один типичный пример — компании, которые часто переезжают с места на место. Используя мобильную или виртуальную АТС, можно каждый раз заново не настраивать городской номер и вообще не быть привязанными к конкретному офису. И таких решений может быть очень много.
Конечно, мы не забываем и про сервис как таковой. Для этого в компания есть федеральный центр обслуживания корпоративных клиентов. Его специалисты доступны круглосуточно, и мгновенно обрабатываются все запросы, поступающие по электронной почте, факсу или интернет-каналам. В этом центре действует интеллектуальная система маршрутизации всех телефонных вызовов, что ускорило время соединения с оператором до 30 секунд.
— Мы знаем, насколько сильна конкуренция в "большой тройке" за частного клиента. А на корпоративном рынке насколько она остра?
— В корпоративном сегменте конкуренция еще острее — это касается и частных клиентов, и государственных, и муниципальных заказчиков. Раньше главной причиной не менять оператора была привязанность к номеру, сменить цифры своего телефона означало потерять деловые контакты и связи. С внедрением услуги переносимости номера (MNP) эта проблема ушла. Мы понимаем, что в условиях высокой конкуренции привлекать и удерживать клиентов только лишь за счет цены нельзя, поэтому мы делаем ставку на сервис и качество связи. С точки зрения технологий мы видим рост потребления конвергентных услуг из-за размывания границ между традиционной фиксированной и мобильной связью. Об этом свидетельствуют запросы на глубоко кастомизированные решения: просто услуги связи теперь неактуальны, бизнесу нужны комплексные решения с широким дополнительным функционалом.
— Как вы оцениваете свою долю на корпоративном рынке Алтайского края?
— Мы реально подходим к ситуации на рынке и понимаем, что нам есть куда развиваться. На протяжении последних двух лет мы постоянно увеличиваем свою долю и пока растем быстрее рынка.
— Сейчас у вас в арсенале 21 решение для бизнеса. Какие уже популярны у клиентов из Алтайского края?
— В корпоративном сегменте всегда востребованы два типа услуг: те, которые помогают экономить на затратах, и те, которые помогают зарабатывать. В плане экономии лидерство удерживают услуги M2M — в первую очередь это SIM-карты, установленные в GPS-трекеры на коммерческом транспорте. Сегодня это практически обязательный гаджет для любой компании, занятой в сфере грузоперевозок и не только. Постоянный контроль за машиной позволяет точно знать, где она находится, не отклонилась ли от маршрута. С внедрением таких трекеров 3 года назад недобросовестность водителей и слив ГСМ навсегда ушли в прошлое. Также наши клиенты активно используют решения связи на основе IP-телефонии "МультиФон", которые дают до 40% экономии на междугородных и международных звонках в месяц. Причем могут интегрироваться в существующую систему АТС и телефонии заказчика, если она уже есть.
Среди услуг, которые помогают зарабатывать, я бы отметил услугу 8-800. Компания, которая использует такой номер, всегда лучше воспринимается клиентами на фоне конкурентов. Звонок на такой номер для клиента бесплатный, из какого бы региона России он ни звонил. Для организаций, имеющих представительства более чем в одном регионе, такая услуга будет далеко не лишней.
— А у каких менее популярных решений есть хороший потенциал для роста?
— У нас нет услуг просто для "портфолио", все наши сервисы — это ответ на потребности заказчиков. Как наверняка многие знают, "МегаФон" является одним из крупнейших российских операторов магистрального доступа и использует свою инфраструктуру для решения даже самых специфических задач. Например, у нас есть предложение "Защита от DDoS-атак", позволяющее защитить сайт заказчика от вредоносной атаки. Естественно, что это предложение для штучных клиентов, но сам факт наличия такой услуги говорит об огромных возможностях нашей сети. Помимо "коробочных" решений, "МегаФон" может решить и нестандартные задачи клиента, которые могут разрабатываться фактически "с нуля".
— Год назад "МегаФон" обеспечил работу камер видеонаблюдения в трамваях Барнаула — это как раз один из таких примеров? Какие еще нестандартные для сотового оператора проекты вы реализовали в крае в последнее время?
— Действительно, камеры наблюдения в городском транспорте — это как раз тот самый пример решения нестандартных задач, в которых "МегаФон" участвует не просто как поставщик услуг заказчику, но и как партнер. Не так давно мы помогли "Алтайавтодору" организовать инфраструктуру, позволяющую получать и обрабатывать данные с дорожных метеостанций, которые расставлены на трассах по всему краю. Еще одно заметное начинание в этой области — обеспечение бригад скорой помощи Барнаула мобильным доступом в интернет. Теперь врачи, пока едут на вызов, могут с планшетного компьютера подключиться к базе данных и оперативно изучить историю болезни пациента. Нужно ли лишний раз говорить, что в этом случае наши услуги не просто приносят пользу, но и помогают спасать жизни людей.
— Насколько такие проекты сложны для воплощения в жизнь?
— Скажу так: если бы эти решения были простыми, их бы предлагали все. "МегаФон" как оператор мобильной и фиксированной связи может практически все — от прокладки оптоволоконной линии связи до установки новой базовой станции для нужд заказчика. Иногда мы комбинируем проводные и беспроводные решения — например, когда обеспечивали доступом в интернет казино "Сибирская монета".
— Сказался ли кризис на снижении показателей по корпоративным предложениям, решениям для бизнеса?
— Да, такие тенденции есть. Клиенты пытаются оптимизировать расходы на связь, иногда вплоть до полного отказа от корпоративных SIM-карт. Со своей стороны, мы стараемся помочь нашим клиентам даже в трудную минуту, т. к. хотим, чтобы заказчик видел в нас не просто поставщика услуг, но и партнера. Например, организация может сохранить за сотрудником его привычный номер и даже корпоративный тариф, но при этом сотрудник будет оплачивать услуги связи самостоятельно. Это оптимальный баланс между тем, как сократить затраты и не разрушить бизнес-процессы. Многие наши клиенты сегодня используют такую схему.
В то же самое время в других сегментах мы наблюдаем рост продаж SIM-карт, в частности, в M2M. Это транспорт, ЖКХ, энергетика, охранные системы, видеонаблюдение. В области предложений фиксированного доступа и VPN-сетей у нас, наоборот, увеличилось число контрактов.
— Валютные колебания повлияли на вашу работу?
— Россия является частью глобального мира, и "МегФон" как часть отечественной экономики тоже почувствовал на себе влияние курса валют. Услуги роуминга, которые фактически оказываются нашим клиентам зарубежными операторами, изменились в цене — мы никак не могли на это повлиять, т. к. расчеты производятся в иностранной валюте. Внутри страны тарифы практически не менялись — сказались большой уровень конкуренции, который сдержал рост цен, а также грамотное управление затратами на содержание сети.
С одной стороны, "МегаФон" успел простроить сети 2G/3G/4G с очень большим охватом, и теоретически мы можем вообще на год заморозить строительство сети. С другой стороны, сеть требует постоянной модернизации, увеличения емкости, замены вышедшего из строя оборудования на новое, и потому инвестиции в инфраструктуру продолжатся. К сожалению, с новым курсом национальной валюты ввод новой базовой станции теперь обходится для нас в 1,5–2 раза дороже, чем двумя годами ранее. Однако в рублевом эквиваленте наши инвестиционные программы не изменятся.
— А какие вообще инвестиции в развитие инфраструктуры в Алтайском крае сделал "МегаФон" в последние годы ?
— За последние 3 года наши капитальные вложения в инфраструктуру на территории Алтайского края были одними из самых больших за все время. Уникальность нашей сети в том, что она полностью состоит из базовых станций 2G/3G, т. е. вы не столкнетесь с ситуацией, когда у вас на экране телефона будет отсутствовать значок "3G". Вы всегда сможете выйти в интернет, загрузить почту, посмотреть социальные сети. Многие отдаленные школы края даже используют наши 3G-модемы для работы компьютерных классов, потому что других способов скоростного доступа в интернет у них нет.
В уходящем году мы также значительно расширили — в 3 раза — наши сети 4G/LTE. Это самый последний стандарт мобильной связи, дающий скорость работы мобильного интернета на скорости до 100 Мбит/с. Пока технология доступна на территории Барнаула и близлежащих районов, но в дальнейшем мы планируем и выход в районы края.
— В мае "МегаФон" ввел в эксплуатацию большой участок волоконно-оптической линии связи между Алтайским краем и Республикой Алтай. Что дает этот проект?
— Оптоволоконные линии связи являются основой мобильной сети и служат для дальнейшего подключения базовых станций. Как и в Алтайском крае, в Республике Алтай "МегаФон" развивает сети 3G и 4G, для которых скорость передачи данных является определяющей. Новая ВОЛС до Кош-Агача как раз и нужна, чтобы обеспечить абонентов максимально быстрым доступом в интернет. Более того, к этой линии связи будут подключены государственные и муниципальные учреждения республики, которые пользуются нашими услугами фиксированной связи.
Валерий Анатольевич Казаченко родился 16 февраля 1972 года в Белорусской ССР. Окончил Новосибирское высшее общевойсковое командное училище. С 1989 по 2003 год проходил службу в Вооруженных силах России на офицерских должностях. Начиная с 2004 года принимал участие в строительстве сети Сибирского филиала "МегаФон" на территории Новосибирской, Кемеровской областей, Красноярского края в качестве инженера-строителя технического департамента. В 2005 году г-н Казаченко возглавил договорную службу финансового департамента Сибирского филиала "МегаФон". В июне 2010 года был назначен директором Алтайского регионального отделения "МегаФон".
Валерий Казаченко женат, воспитывает двоих детей. Его хобби — вождение автомобиля.