февраль 15, 2016
В среду на прошлой неделе стал свидетелем вот такого диалога:
— Раз уж мы за этот банкет платим, позвольте узнать, во сколько обошлось содержание вашего офиса за декабрь или за январь в крае и в масштабах России?
— Это закрытая информация, я вам ее не предоставлю.
— То есть я не могу узнать, как вы работаете за мои деньги?
— Это риторический вопрос.
Водитель большегруза смотрит в будущее.
Анна Зайкова
Так собственник автотранспортной фирмы из Бийска безуспешно пытался выведать хотя бы примерные цифры у директора барнаульского офиса компании "Платон" Анны Кучер.
Не "колятся" представители "РТ-Инвест", оператора нового сбора с большегрузов, даже в суде по иску фонда борьбы с коррупцией. Не раскрывают они самое интересное — детали концессионного соглашения, которое получили без конкурса.
Теперь, когда стало очевидно, что "Платон" не отменят, этот аспект темы для дальнобойщиков вышел чуть ли не на первый план.
Второй наиболее болезненный вопрос — а как распорядятся теми деньгами, что в итоге соберут? Ясности и прозрачности тут до сих пор нет, а все последние новости только настораживают. Например, сообщения о том, что эти средства хотят пустить на строительство платной дороги в Хабаровском крае.
Но меня больше беспокоит другое. Сейчас федеральные чиновники заговорили об отмене транспортного налога для владельцев, подпадающих под новый сбор машин. Это должно смягчить удар по автотранспортному бизнесу. Однако этот налог — важный источник формирования региональных дорожных фондов. Так, в бюджете Алтайского края на 2016 год заложено, что по этой статье регион должен получить около 1,7 млрд рублей. По моим подсчетам, около полумиллиарда из этой суммы должны внести дальнобойщики.
Понятно, что потеря такой суммы обескровит дорожный фонд любого региона. Чиновники в Москве говорят: ничего, мы компенсируем регионам выпадающие поступления в бюджет. Но где они их возьмут? Пока неясно. Раздадут регионам те же 40–50 миллиардов, что собираются собрать с помощью "Платона"?
Получается, что денег на дороги больше не стало (во всяком случае, если брать в расчет заявленные цифры по сборам), однако их перераспределили таким образом, что 10 миллиардов оказались в распоряжении частной структуры, которая ни на какие вопросы по части финансов отвечать, как я лично убедился, не хочет.
Радует лишь, что пока законопроект в первой редакции правительство не поддержало и 9 февраля объявило, что готово предоставить дальнобойщикам другую льготу — налоговый вычет.
Между тем, по последним данным ученых, около 70% федеральных дорог в России требуют ремонта. По оценкам специалистов, для обеспечения нормального функционирования экономики стране нужно иметь в три раза больше дорог, чем есть на сегодня.
Наверное, если через "Платон" будут собирать сотни миллиардов (нынешний тариф 3,73 рубля и план по сбору средств в 40 млрд рассчитывали исходя из ежегодного пробега фуры в 8,5 тыс. км, тогда как в реальности они проезжают минимум в 10 раз больше), эта проблема будет решаться быстрее, но дальнобойщики все равно никогда не примут и не простят правительству частного и абсолютного непрозрачного оператора, игнорирующего все острые и принципиальные вопросы к нему.