май 4, 2016
Александр Вагенлейтер — энергетик в третьем поколении. В отрасли он работает 14 лет и с 2014 года специализируется на защите и отстаивании интересов потребителей электроэнергии, прежде всего юрлиц. Сейчас он — заместитель гендиректора компании "Энергоменеджмент Сибири", организации, которую комитет по энергоресурсам и газификации Барнаула в конце марта привлек для правовой экспертизы договоров с поставщиками электроэнергии бюджетным учреждениям. О том, почему возникла такая необходимость и что это даст городу, Александр Вагенлейтер рассказал altapress.ru.
Александр Вагенлейтер.
Дмитрий Лямзин
— Ни для кого не секрет, что энергетики периодически используют незнание потребителей в своих интересах. В договорах энергоснабжения есть много параметров, влияющих на величину счета за электроэнергию, в которых неспециалистам разобраться бывает очень непросто. Это и величина потерь, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета, и отражаемые в транспортной составляющей тарифа условия техприсоединения, и сбытовая надбавка, и ценовая категория, и другие критерии (подробнее см. в справке).
Законодательство в этой сфере постоянно меняется. Как правило, эти изменения в пользу потребителя. Однако мы видим, что на практике часто эти новации долго не находят реализации. И дело здесь в том, что отношения поставщиков энергии и их клиентов регулируются по договорам, подписанным несколько лет назад. Стороны не проявляют инициативу по изменению договоров на условиях, представляемых новыми положениями закона. И такое встречается в договорах как с предприятиями и частными компаниями, так и с бюджетными организациями.
— Нарушения встречаются довольно часто, но, конечно, не в каждом договоре. Приведу пример: за последнее полугодие мы проанализировали 120 договоров энергоснабжения. В 97 из них мы внесли предложения, реализация которых позволит сэкономить совокупно более 25 млн рублей в год. Были случаи, когда экономия по отдельному объекту составляла более 7 млн рублей в год.
Если говорить о бюджетных организациях, то суммы переплат здесь тоже существенные. Недавно наши коллеги проверили договоры 12 краевых предприятий. В 10 из них сумма ежегодной переплаты в общей сложности составляет более 16 млн рублей. Эти цифры свидетельствуют о том, что проблема очень весомая.
О серьезности темы говорит и тот факт, что ею занялись городская администрация в лице комитета по энергоресурсам и газификации, а также краевые ведомства. В городе в последнее время провели несколько семинаров и круглых столов по вопросам энергосбережения, на которых мы тоже выступали. И на семинаре, организованном для представителей муниципальных учреждений, многие руководители подтвердили, что эта тема для них актуальна.
— Наша компания имеет деловые связи в различных областях Сибири. Скажу дипломатично: проблема существует везде, но в Алтайском крае ее решение потребует больших усилий, чем в соседних регионах.
— Завышение транспортной составляющей тарифа.
— Несоответствие сбытовой надбавки и ценовой категории фактическому режиму энергопотребления.
— Завышение расчетного объема электроэнергии, предъявляемого к оплате.
— Несоответствие расчета потерь методическим рекомендациям Министерства энергетики.
— Нарушение поставщиками электроэнергии порядка выявления, протоколирования и последующего рассмотрения фактов ненадлежащего исполнения договоров со стороны потребителей.
— Причина имеет комплексный характер. Энергетики по инерции продолжают считать, что платежи за электроэнергию для потребителей не значимы: копейка туда-сюда — с клиентов не убудет.
Потребители же до последнего времени не вникали должным образом в суть вопроса, почему такими темпами растут платежи за электроэнергию и можно ли на это как-то повлиять. И специалисты, занимающиеся этими вопросами на предприятиях, часто бывают не компетентны.
В бюджетной сфере эта ситуация зачастую усугубляется тем, что руководитель учреждения не мотивирован в снижении уровня платежей, так как получает необходимые средства из казны.
— Судебная практика по спорам такого рода существует. Однако, по моему мнению, в суд нужно идти в последнюю очередь.
Законодательство позволяет потребителю вносить свои предложения по изменению договоров энергоснабжения, соблюдая некоторые регламентные правила. Делать эту работу должны профессионально готовые специалисты. Другой вопрос: штатные это сотрудники предприятия либо привлеченные извне. В любом случае можно добиться не только внесения изменения в договор, но и проведения перерасчета за потребленную электроэнергию.
Вообще я как человек, много лет проработавший в энергетике и знающий ее изнутри, убежден, что гармонизация отношений между энергетиками и потребителями, приведение их в норму закона стратегически выгодно обеим сторонам.
— Сейчас отношения энергетиков и их клиентов серьезно деформированы. Очевидно, что регулирующим органам не удается найти баланс интересов между потребителями и поставщиками. Утверждаемыми тарифами недовольны как те, так и другие.
Если бы отношения выстраивались на взаимовыгодной основе и рассчитывались на основании учета экономики в энергетике и других отраслях, то было бы видно, сколько реально потребители могут позволить себе отдать за электроэнергию, сохраняя свою конкурентоспособность. А не как сейчас. Если взять начисление, то мы имеем внушительные суммы, которые радуют энергетиков. Но где-то за скобками остается то, что миллиарды рублей числятся как задолженность, и реально, надо прямо сказать, выплачены в полном объеме не будут.
По моему глубокому убеждению, энергетикам лучше добиваться объективного тарифа за свои услуги и высокой производственной эффективности. Им лучше с самого начала понимать, сколько реально может заплатить потребитель, исходя из этого выстраивать свою экономику и процессы. В этом их интерес.
Потребитель же должен понимать, сколько нужно энергетике, чтобы она бесперебойно осуществляла свою функцию, которую осуществить, кроме нее, никто не может.
— Собственникам и руководителям предприятий, а также частным потребителям для начала нужно разобраться в сути проблемы. То есть понять логику своих взаимоотношений с энергопоставщиком и оценить свои возможности для изменения ситуации, если она не устраивает, неудовлетворительна. Потом уже можно привлечь специалистов, которые на основе действующего законодательства и конкретных расчетов способны урегулировать эти вопросы в интересах потребителей. Решить проблему полностью, конечно, возможно. Существенные шаги в этом направлении делаются постоянно.
— Этот вопрос меня всегда глубоко волновал, как человека, гражданина, а теперь и как отца троих детей. "Один в поле не воин" или "моя хата с краю" — я никогда не придерживался подобной житейской мудрости, которая могла бы прикрыть мою нерешительность, бездействие и прочее поведение. Кроме того, руководствуясь такой нехитрой философией, можно же оправдать любое беззаконие и нарушение даже моральных правил. Однако все мы, так или иначе, между собой связаны. Следовательно, в такой "мудрости" нет ничего полезного.
Гражданский поступок всегда совершается на благо государства и общества. В Конституции Российской Федерации прописано: Россия — для народа, для создания условий на достойную жизнь и свободное развитие личности каждого гражданина. Государство для того и нужно, чтобы люди в нем безопасно жили, вместе развивались, улучшали страну и общество. Следовательно, такого рода поступки можно назвать гражданскими.
Один мой знакомый, очень богатый человек, работает здесь, но семью всю перевез в Италию. Когда я спросил его почему, он ответил: потому что там дороги хорошие, люди другие и т. д. Я ему говорю: "А что здесь тебе мешает вкладываться в развитие и процветание этого общества? Ты сделай Россию-то такой!" Именно так, мне кажется, нужно проявлять свою гражданскую позицию.
Александр Владимирович Вагенлейтер родился в 1979 году в Бийске. С 1980 года проживал в Заринске. В 2002 году окончил энергетический факультет АлтГТУ. После университета начал работать в "Заринской горэлектросети", где прошел путь от инженера до начальника отдела по передаче и распределению электроэнергии. В 2011 году переведен в Барнаул, где три года трудился в "МРСК Сибири" — "Алтайэнерго" на должностях советника директора филиала по развитию и реализации услуг, замначальника департамента транспорта и учета электроэнергии и начальника управления энергосбережения и повышения энергоэффективности. В 2014 году начал работать в компании "Энергоменеджмент Сибири".
Член комитета по антимонопольной политике и тарифам при НП "Алтайский союз предпринимателей". Увлекается фондовым и финансовым рынками, интересуется экономикой России. Занимается спортом и оздоровительными практиками, такими как цигун и медитация. Женат, воспитывает троих детей.
— Энергоснабжающая организация ежемесячно выставляла компании счет за потребленную электроэнергию по ее объекту с завышенной величиной потерь на участке от границы балансовой принадлежности до места установки приборов учета. Для летнего периода времени она применяла потери в размере 4%, для зимнего — 6%. Реально же потери составляли не более 2%. Переплата по объекту составляла более 130 тыс. рублей в год. Мы выполнили подтверждающий завышенную величину потерь расчет и предъявили его энергоснабжающей организации. В результате в договор удалось внести соответствующие изменения: стороны подписали дополнительное соглашение.
— По еще одному объекту при применении тарифа на услуги по передаче энергии снабжающая организация неверно применяла уровень напряжения. В результате переплата для собственника составляла более 2 млн рублей в год. Мы пересчитали плату за три года, провели переговоры с энергоснабжающей организацией. В результате договор привели в надлежащее исполнение.
Александр Вагенлейтер в 2014 году стал лауреатом конкурса "Лучший выпускник Президентской программы подготовки управленческих кадров".