май 6, 2016
По итогам трех месяцев 2016 года производство полуфабрикатов в Алтайском крае стало одним из немногих мясных направлений, сохранивших положительную динамику. Как отмечают производители, на фоне кризиса спрос на их продукцию не упал. Что происходит на рынке полуфабрикатов региона, altapress.ru рассказали индивидуальный предприниматель Валерий Степанов и его заместитель Светлана Кузнецова.
На производстве полуфабрикатов "Степанов".
Олег Богданов
Валерий Степанов, индивидуальный предприниматель (Валерий Степанов): — В 1995 году я решил заняться производством полуфабрикатов. Когда пришел в санитарно-эпидемиологическую службу за разрешительными документами, на меня посмотрели с огромным удивлением и сказали, что никому мои пельмени будут не нужны. Тогда это был первый подобный бизнес не только в Бийске, но и во всем Алтайском крае. С тех пор наше место всегда оставалось лидирующим.
Валерий Степанов: — Я говорю не только об объемах производства. Важными критериями являются представленность в местах продаж, доля на полке, покупательские предпочтения. Есть производители, которые, возможно, выпускают больше продукции, чем мы, и продают ее далеко за пределы Алтайского края. Но их полуфабрикаты — со сроками хранения минимум шесть месяцев, а это означает обязательное применение пищевой "химии", консервантов. У нас вся продукция имеет срок хранения не более трех месяцев, соответственно, нам приходится жертвовать регионами сбыта, но со своим принципом "не делать то, что сам есть не будешь" как-то не поспоришь.
Валерий Степанов: — В основном это Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская, Новосибирская области. Говорить о более серьезном расширении рынков сбыта я не готов. У нас есть собственная стратегия перспективного развития предприятия, но я бы не хотел ею делиться.
Валерий Степанов: — Особых различий мы не отмечаем. Конечно, если сравнивать с Москвой, они имеются. Хорошие пельмени дешевле 400 рублей за килограмм там купить сложно. У нас натуральный продукт можно взять и за 200 рублей.
У меня сохранилось письмо от девушки из Кемеровской области, которая переехала в Краснодарский край. Она переживала, что не может там найти наши пельмени. К сожалению, выйти на столь отдаленные рынки не так легко. Там есть и свои производители, и лидеры продаж. Да и трехмесячный срок хранения нашей продукции не позволяет везти ее далеко.
Валерий Степанов: — На сегодняшний день из торговых сетей мы не работаем только с "Марией-Ра". Отгрузки в эти магазины прекратились в 2014 году. Инициатива исходила от нас. Причины банальны: работа — это не только деньги, но и партнерские отношения, перспективы развития. Здесь мы их не увидели.
Светлана Кузнецова, заместитель руководителя предприятия по производству: — Мы обсуждали уход из торговой сети "Мария-Ра" и пришли к выводу, что все к лучшему. Отгружали бы мы им свою продукцию — и не искали бы других путей развития. А так у нас появилась возможность посмотреть по сторонам и найти массу преимуществ в работе с другими ретейлерами и по другим направлениям.
Светлана Кузнецова: — В день мы выпускаем 10–15 тонн продукции. Работаем, по сути, с колес: на складе хранится минимум товара. Все выпускаем и сразу отправляем в торговые точки, чтобы сократить сроки реализации. Если говорить об ассортиментных линейках, то у нас есть продукция как сегмента "средний плюс", так и более доступная. Уже много лет существуют наши известные торговые марки "Бийские", "Желтая подводная лодка", "Капитан Хрюк". Рецептуры этих продуктов за прошедшие годы практически не изменились.
Светлана Кузнецова: — Нашу основную линейку как покупали, так и покупают. Конечно, за последнее время люди не стали больше зарабатывать, в этой связи стал востребован и более дешевый продукт. У нас, например, есть пельмени "Алтай" с добавлением соевого белка, есть пельмени "Шурубарки", в состав которых входит куриный фарш. Информацию о составе мы всегда указываем на упаковке.
Валерий Степанов: — Мы себя позиционируем как производителей натуральной продукции. Пельмени "Алтай" были выведены на рынок, чтобы расширить ассортиментную линейку более доступным товаром с соевым белком. Соя — это натуральный компонент по сравнению с пищевой "химией": консервантами, улучшителями, усилителями вкуса.
Валерий Степанов: — Это произошло, когда мы поняли, что одних пельменей недостаточно. В этот период мы начали смотреть в сторону производства готовых блюд: мантов, чебуреков, вареников.
Валерий Степанов: — Не знаю, может, мы в разное время с этими производителями живем. Серьезного дефицита точно нет, качественной свинины и говядины хватает.
Светлана Кузнецова: — Был период, когда наше производство работало на импортном сырье. В основном оно привозилось из Европы, Аргентины. Отличное было мясо. Бытует мнение, что импортное сырье — это низкокачественная "блочка", но это не совсем так. Мы специально проверяли эту продукцию, сравнивали с отечественным сырьем.
Светлана Кузнецова: — На тот момент объемы производства мяса на Алтае были недостаточны, и оно имело не очень хорошие санитарные показатели.
Валерий Степанов: — На отечественное сырье мы начали переходить заранее, понимали курьезность ситуации: живем и работаем на Алтае, но при этом используем аргентинскую говядину.
Светлана Кузнецова: — Сейчас мы работаем полностью на алтайском мясе. У нас заключено несколько договоров с крупными производителями из Бийского и Зонального районов. Мы регулярно проводим аудит поставщиков, проверяем качество обвалки сырья, чистоту помещений. Если выявлены какие-то нарушения, выносим предписания, обозначаем сроки устранения этих нарушений, затем вновь проверяем. Такой подход позволяет избежать проблем с качеством входящего сырья и выпускаемой продукции.
Валерий Степанов: — Нет. Такого, чтобы встречались откровенные подделки, не было.
Светлана Кузнецова: — Нас не подделывают, нас копируют. Например, у непорядочных конкурентов есть пельмени со схожим названием, зарегистрированным совсем недавно, а нашему знаку более 19 лет. А в целом у нас довольно качественная упаковка, которую сложно подделать. Чтобы это получилось, надо как минимум заказать 500 килограммов пленки. Это примерно 200–300 тыс. рублей затрат.
Валерий Степанов: — Никак. В этом отношении все отдано на откуп производителю. Если есть совесть, он будет указывать на упаковке все, что находится внутри продукта. Нет совести — будут полуфабрикаты из "мяса молодых бычков". К сожалению, в нашей стране отсутствуют инструменты контроля у проверяющих органов. Они могут провести анализы на физхимию, микробиологию и органолептику, но по этим исследованиям фальсифицированную продукцию не определить. Только гистологические исследования могут выявить истинный состав. Но подобные анализы достаточно дорогостоящие.
Светлана Кузнецова: — Мы готовы объединяться, взаимодействовать с честными производителями. Но как можно работать с компаниями, которые ведут себя непорядочно, пишут на упаковке одно, а истинный состав другой?
Валерий Степанов: — Думаю, чтобы этот "вид спорта" развивался, он должен быть зрелищным. Если у организаторов есть желание и стремление сделать из Бийска пельменные "Нью-Васюки", пусть делают. У нашего предприятия нет никакого интереса к этому.
Светлана Кузнецова: — Уходят с рынка в основном те производители, которые в свое время пошли на сделку с собственной совестью. Качество их продукции настолько низкое, что товар просто не пользуется спросом. У некоторых предприятий есть проблемы с выплатой кредитов. Кто-то не смог правильно организовать свою работу. Каждый из этих случаев индивидуален.
Валерий Степанов и Светлана Кузнецова родились в Бийске. Оба окончили высшие учебные заведения, которые, по их признанию, не относятся к пищевой промышленности. Валерий Анатольевич основал свой бизнес в 1996 году. Светлана Кузнецова на его предприятии работает уже восемь лет. Валерий Степанов женат, Светлана Кузнецова также замужем.
В апреле предприятие Валерия Степанова начало производство галушек с алтайским сыром