сентябрь 5, 2016
Интернет-продвижение — уже не такой "темный лес" для алтайского бизнеса, каким было раньше. Но многие предприниматели все еще не находят в нем смысла, так и не получая из сети того количества клиентов, на какое рассчитывали.
Руководитель интернет - агентства "Альянс+" Виталий Лажинцев считает, что многие просто не там ищут. Он рассказал altapress.ru о нынешнем состоянии рынка веб - разработки в крае и способах получать в интернете нужное количество целевых клиентов.
Виталий Лажинцев, руководитель интернет - агентства "Альянс+".
архив интернет - агентства "Альянс+"
- Виталий Евгеньевич, на каком уровне сегодня находится веб - разработка в Алтайском крае? Еще несколько лет назад участники рынка говорили, что он в зачаточном состоянии.
- Сегодня рынок уже находится на хорошем уровне, и он становится все лучше. Но медленно. С одной стороны, такие услуги востребованы. С другой стороны, разработчики делятся на две большие категории: профессиональные с качественными услугами, которые работают в том числе за заграницу, и фрилансеры из недорогого сегмента.
Мы стараемся работать на уровне компаний первой категории (да и не можем иначе, так как есть очень ответственные проекты). Большая часть наших программистов работает в офисе "Альянс+" в Центральной России - так получилось, что там живет мой партнер. Это подразделение нашей компании работает на ЦФО и зарубежные рынки.
- Всем ли предприятиям сегодня нужно продвижение в интернете?
- Какое-то представительство там нужно иметь всем, а некоторым, например, бизнесу из сферы услуг оно просто необходимо. Еще очень важно продвижение, особенно в соцсетях, для различной розницы. У алтайского ритейла между тем очень часто нет даже сайта. Владельцы одежных и обувных магазинов до сих пор думают, что люди к ним сами приедут и купят товар. Однако покупателям давно не интересно ехать в магазин, чей ассортимент они заранее не могут оценить в интернете. А руководители магазинов считают, что для успеха сегодня достаточно иметь 20 лет опыта в торговле, и просто не осознают, что мир изменился. Сейчас и бензин дорогой, и само время дорогое. В итоге предприниматели готовы вложить миллионы в открытие новой торговой точки, а 10 тыс. рублей в группу в соцсети им жаль. Хотя это цена одной вещи в их магазине.
Однажды наш коммерческий директор звонил в компанию - ритейлер, и сотрудник на том конце провода записывал его телефон на заборе.
То же с туристическим сегментом. Мы много работаем для объектов Алтайского , для ряда санаториев мы сделали сайты, некоторые туробъекты продвигаем в соцсетях. Но мы заметили, зачастую, многие туркомплексы привыкли "жить" только за счет личных связей собственника (приезжают отдохнуть друзья и друзья друзей и т.д.) и продвижением в интернете вообще не занимаются. Или у них нет понимания, что создание пиара в тех же соцсетях может занимать месяцы и годы, это не делается за несколько дней. Точно так же, как в рознице, в туризме думают, что построить турбазу за 50 миллионов можно, а для рекламы в "Яндексе" хватит двух тысяч рублей. А потом владелец бизнеса жалуется, что у него клиентов мало и вложения в бизнес не окупаются.
- Но можно ли построить, например, SEO-продвижение для специфичного товара со сложным названием (скажем, шнеков для экструзии пленки)? И нужно ли?
- Нужно посмотреть, по каким запросам такие вещи ищут люди. Если таких 100 человек в месяц, это точно люди, которые заинтересованы в шнеках. И если у вас будет нормальный сайт, вы, скорее всего, получите этих целевых клиентов. Если же спроса нет совсем, то SEO можно не делать. Но это маловероятная ситуация.
- Многие предприниматели не хотят тратить деньги на представительство в интернете, потому что однажды уже потратились, а результат не получили. Почему так происходит?
- Тут есть много ошибок. Во-первых, часто клиенты не контролируют разработчика - что он делает и зачем. Клиенту следует запрашивать детальную смету: на что будут потрачены бюджеты. Также клиент должен иметь все доступы к сайту и к личным кабинетам своих рекламных кампаний. Домен должен быть зарегистрирован на клиента, а сайт — написан на популярной платформе, чтобы заказчик мог в любой момент сменить разработчика. Есть компании, которые намеренно пишут сайты на своих уникальных платформах, чтобы удержать клиента у себя.
Еще очень плохо, если собственник делегирует создание сайта своим специалистам, и никак в этом не участвует. И зачастую, функцию взаимодействия с разработчиком со стороны клиента несет секретарь или бухгалтер, то есть сотрудник, не заинтересованный в "выхлопе".
Пример. Гостиница, находящаяся в Алтайском крае, обратилась к нам, чтобы мы провели аудит их рекламных кампаний. И мы выяснили, что реклама настроена по совершенно нецелевым запросам, например, этот объект продвигается по запросу "гостиницы Хабаровска рядом с жд воказлом". Зачем? Как так вышло? А ведь на это сливаются бюджеты. И много месяцев.
Также ошибка — выбирать разработчика "по знакомству": у бухгалтера сын делает сайты, давайте обратимся к нему. Еще один случай с известной компанией в крае: она предпочла нам какого-то "друга" и поручила ему сделать сайт. Ресурс делался год — и так и не был сдан. То есть люди хотели сэкономить, но в итоге их целый год не могло найти в интернете множество клиентов. После чего фирма все равно обратилась к нам, и мы им все же сделали сайт. И это типичная ситуация – пытаясь сэкономить "три копейки", организации несут потери в виде прямых и косвенных убытков.
Далее. Как обстоит дело в компаниях, которые самостоятельно продвигаются в социальных сетях? В 80% случаев это поручают какой-то девочке или мальчику. Что именно и как они там делают - непонятно. Никаких показателей эффективности у них нет. А мы видим, что подписчиков в группе мало, и посты там публикуют редко. Группа завалена спамом, в постах делаются репосты сторонних сообществ, сами посты не несут ценности для посетителей и т.д.
- Что теряют заказчики из-за таких ошибок?
- Во-первых, позитивный имидж в отрасли. Во-вторых, крутых специалистов, которые могли бы у них работать. Но видя, как компания относится к своему имиджу в интернет, такие люди не отнесутся серьезно к возможности трудоустройства здесь. В-третьих, клиентов. Если зарубежный клиент (или российский, но который географически находится далеко) заходит на плохой российский сайт с айфона, он не понимает, куда вообще попал. Какая это страна, какой регион? Это семейный цех или крупная фабрика? В итоге потенциальный покупатель навсегда уходит. Эти потери замерить никак нельзя, но они могут быть огромны. Просто владельцу сайта и в голову не приходит, что миллионные контракты заключаются с кем - то другим. У него - то все плохо.
- Сегодня интернет - компании стараются специализироваться на каком-то одном направлении работы. Вы планируете поступить так же?
- Пока мы намерены предлагать клиентам полный спектр услуг. Мы занимаемся , , , и . Для каждого направления у нас работает профильный отдел. Но не исключаю, что в будущем какое-то направление будет у нас лидировать.
- Откуда к вам в основном приходят клиенты?
- Мы начинали с Алтайского края и продолжаем здесь работать. Здесь сделано уже много хороших проектов, часто новые клиенты выходят на нас сами. Однако сейчас мы планируем расширять свое присутствие в Центральной России и за рубежом. Но пока около 60% наших клиентов сегодня — из Алтайского края.
- Что вы в таком случае сегодня можете дать клиентам, чего не могут дать другие компании на рынке?
- Думаю, уникальность в том, что ей управляет не программист, а гуманитарий, который последние 10 лет работает в коммерческих структурах. У меня есть опыт и в продажах, и в сегменте B2B, и в строительной отрасли, а последние четыре года я работаю в интернет - сфере. Разумеется, при серьезной поддержке партнера-соучредителя, который как раз силен в технических моментах и команды компетентных и опытных специалистов. Поэтому каждую заявку я рассматриваю как предприниматель — то есть как мой клиент. Я могу говорить с ним на одном языке. Специалисты с техническим образованием любят говорить с клиентами про процесс; я говорю с ними про сроки, результат и его критерии. И над каждым проектом у нас работает проектный менеджер, обученный именно комплексному ведению проекта, а не только техническим деталям.
Дело в том, что клиент не обязан разбираться в программных тонкостях. Он говорит буквально так: я строю бани, мне нужно, чтобы на мой сайт приходили клиенты и делали заказы. А программист может ему ответить: вам нужно запустить КМС, РСЯ, и я думаю, сайт вам надо делать на Joomla, и стоить это будет 100 тыс. рублей. Клиент услышит только про деньги и просто не поймет, за что их просят. А хочет он слышать другое: за 10 тыс. рублей вы получите 500 целевых клиентов на своем сайте, 5% из них что-то купят и ты получишь столько-то денег. Это, конечно, в идеале.
Нашей отличительной особенностью также является ответственность. Мы не пропадаем и всегда отвечаем на звонки. Очень часто разработчики теряются, болеют и вообще исчезают бесследно. Много заказчиков с этим сталкивались. Мне рассказывали истории о том, как приходится ДВА месяца каждый день утром и вечером звонить разработчику за тем, чтобы что – то сделать. Зная эту "боль" мы все проекты мы доводим до конца, при необходимости работаем даже иногда в ущерб себе. Также наш плюс — максимальная открытость. Все наши действия — прозрачны. Мы даем доступ ко всем рекламным кампаниям и готовы разъяснить любую деталь, которая интересует клиента, до мелочей. Здесь тоже много моментов – есть агентства, которые просто забирают бюджеты, не разглашая, как эти бюджеты используются, и не допуская клиента до контроля над кампанией. В этом случае есть риск, что кампания будет настроена по нецелевым словам, и заказчик, конечно, получит своих 1000 посетителей в месяц, да вот незадача – они будут нецелевыми. Зато бюджеты будут "освоены". Иногда это сотни тысяч рублей.
- Чего вам удалось достичь за два года работы?
- Поначалу в компании работало три человека. Сейчас у нас около 40 сотрудников, есть региональные представители по России. В целом мы решили для клиентов уже более 300 задач: от небольших проектов (например, адаптировать сайт – визитку для мобильных устройств) до сложных интернет - порталов. В неделю нам поступает около 30 заявок, теперь уже со всего мира.
- Руководители интернет - компаний обычно говорят, что хороший сайт не может стоить дешево. Это так?
- Да. Есть фирмы, которые готовы на демпинг, но это только обваливает рынок и портит у заказчика впечатление от работы с разработчиками в принципе. Цена сайта формируется из стоимости работы проектного менеджера, интернет - маркетолога, дизайнера, верстальщика, программиста (зачастую, ни одного), контент – менеджера и других специалистов. То есть задействовано очень много людей, которым надо платить зарплату. Если бюджет на создание интернет - ресурса урезают, это не может не отразиться, во-первых, на сроках заказа, во-вторых, на качестве результата.
- То есть всем нужны дорогие сайты?
- Не совсем так: все зависит от задач заказчика. Если он только начал бизнес и ему нужны хоть какие-то клиенты из интернета, то можно сделать сайт и самому (например, на конструкторе, только чтобы протестировать спрос) — не надо вкладывать в него сотни тысяч. Но если клиент — крупное предприятие, которое работает не один десяток лет, в сайт нужны серьезные вложения. К сожалению, пока мы часто видим, что чем серьезнее компания, тем ужаснее у нее сайт.
- В завершение нашего интервью, Виталий Евгеньевич, скажите, почему вы занимаетесь именно этим бизнесом?
- Кроме того, что эти услуги реально нужны и востребованы, меня увлекает эта деятельность. Это как волшебство – видеть, как с нуля начинает создаваться проект, как собираются скайп – конференции специалистов (иногда из разных городов и стран), как вообще происходят все производственные процессы. Интересно узнавать новое, ведь почти каждый день ты "погружаешься" в новый бизнес, так как все заказчики очень разные.
было основано в начале 2014 года двумя учредителями, Виталием Лажинцевым (г. Барнаул) и Сергеем Кондратенко (г. Брянск). Оба предпринимателя до этого вели совместные проекты в сфере интернета. В настоящее время компания "Альянс+" представлена двумя офисами в РФ, насчитывает около 40 специалистов, и имеет широкий спектр услуг, в который входит: , и ; - , ; (продвижение в социальных сетях). "Альянс+" работает с клиентами по всему миру и имеет различные достижения в каждом регионе своего присутствия. В Алтайском крае специалисты "Альянс+" активно проводят образовательные мероприятия для собственников бизнеса и маркетологов, а так же консультирует различные профессиональные сообщества предпринимателей (например, ). С 2016 года - "Альянс+" - , активный участник Комитета по рекламе АлтТПП.