сентябрь 13, 2016
Усть-Калманский лицей — учреждение, безусловно, образовательное, но работающее по законам рынка: ведет хозяйство, получает собственный доход, сотрудничает с хозяйствами, трудоустраивает 100% выпускников. Директор лицея Виктор Коротов 18 августа получил Столыпинскую премию, вручаемую тем, кто внес большой вклад в развитие экономики края. Он рассказал altapress.ru, как ему удалось достичь таких результатов.
Трактор и грязь.
Анна Зайкова
— Началось все в момент экономической перестройки в стране, когда было массовое недофинансирование учреждений образования. Мы собрались коллективом и сказали себе: у нас есть два пути развития. Первый — жить как все: все, что зарабатываем, проедаем и ждем, когда нам кто-то даст денег. Второй — в чем-то себя ограничить, но приобрести технику, вложиться в содержание уже имеющегося парка. Мы выбрали второй путь — инвестировать в собственное развитие.
Мы так рассуждали: для того чтобы наши кадры были востребованы, они должны работать на современной технике. За счет бюджетных средств мы не могли приобрести такие машины. И мы решили развиваться в двух направлениях: готовить кадры и одновременно зарабатывать.
Нас, конечно, нельзя сравнивать с сельхозпроизводителями. Они работают целенаправленно на получение прибыли. А у нас главная задача — подготовить кадры. Производство — сопутствующий процесс, который позволяет получать дополнительные финансовые средства. Мы же с детьми работаем, а значит, никогда не сможем выйти на уровень сельхозпроизводителей. Простой пример: мы, например, не можем протравливать семена. Это же отрава, а у нас — дети. А хозяйства могут. Поэтому уже на этапе подготовки семян мы производительность теряем. Но максимально возможное мы стараемся получить.
— У нас было учебное хозяйство 730 гектаров. Мы решили дополнительно взять в аренду земельные паи у населения. Заключили договоры. Около 570 гектаров у нас — земля пайщиков. Итого — около 1300 гектаров. Каждый год мы отдаем пайщикам определенный объем урожая в оплату.
— Практически все культуры: пшеницу, рожь, гречиху, ячмень, овес и другие. Но мы, как и другие производители, стараемся ориентироваться на рынок — что более востребовано. Конечно, нам в первую очередь нужно детей научить, но и деньги заработать. Тот же современный трактор на что-то купить надо.
С самой посевной и до конца уборки наши дети работают вместе с мастерами. Они непосредственные участники процесса. Скажем, на току у нас давно только студенты трудятся — под руководством мастера, конечно. Получается юношеский коллектив. И у них очень ответственное отношение к работе. Я поражаюсь просто.
Заработанные деньги вкладываем в новую технику, в оборудование кабинетов, стараемся удешевить питание. У нас также есть огород, где мы выращиваем овощи.
— У нас 20 тракторов — полный набор. Ведь есть хозяйства, которые до сих пор работают на Т-4. Они у нас тоже есть, хотя задействованы мало. Но дети учатся и на них вождению. Есть К-701. Из современных — Buhler, энергонасыщенный, мощный трактор. Мы его покупали, выходя непосредственно на "Ростсельмаш". Михаил Павлович Щетинин нам тогда очень помогал. Мы же бюджетники, нам не так-то просто лизинг оформить. И руководство края со всей душой шло нам навстречу. И когда комбайн "Енисей" покупали, и когда "Вектор" приобретали, организационно власти нам помогали. Также мы купили современный автобус для обучения вождению, "Ниву Chevrolet".
Такое количество разновозрастной, разной по классу техники дает всестороннюю подготовку студентам. Придет выпускник в небольшое хозяйство, где 500 гектаров, — зачем там Buhler? Будет работать на Т-4. Устроится в крупное хозяйство, где мощная современная техника, — тоже будет как рыба в воде.
Всего у нас 14 автомобилей, 20 тракторов, четыре комбайна, полный набор сельхозорудий, необходимых для почвообработки. В том числе еще и поэтому наши отношения с сельхозпроизводителями построены не на бесконечных "дай", а исключительно на деловом подходе. Мы партнеры.
— По-разному. Скажем, мы провели уборку — нас сельхозпроизводитель может попросить помочь ему. Если мне что-то нужно, то я обращаюсь. Нам, например, не раз помогало хозяйство "Росагро-Восточный". А бывает, что их техника у нас стоит под охраной. Они наши и экономические, и социальные партнеры. Как и другие сельхозпроизводители.
Есть, скажем, в районе хозяйство "Кабановское-Агро". Его руководителя Сергея Шабельникова даже просить ни о чем не нужно. Мы, например, еще не можем позволить себе купить посевной комплекс. А он купил. Но у него остались хорошие сеялки. "Заберешь?" — спрашивает. Конечно заберу. Он отдал. Есть люди, которые понимают, что можно технику продать, а можно помочь своему социальному партнеру. Я таких фамилий много могу назвать: Сидоров, Лобанов, Малышев, Апасов и многие другие.
Два года назад мы попали в очень тяжелую ситуацию — град весь урожай побил. Град был размером со спичечный коробок. А у нас лизинговые платежи. Приехал к Чеботаеву Александру Николаевичу (начальник Главного управления сельского хозяйства. — Прим. "СК"), объяснил ситуацию. Он сказал: "Деньгами не помогу, а отсрочку по платежам на год организуем". Спасибо. Приезжаю к Апасову, говорю: "Нет семян". Он дал часть бесплатно, часть — по минимальной цене, сказал: "Потом рассчитаешься". Я как рассчитывался? Обучал его механизаторов. Но еще оставался должен. А последний раз приехал к нему, он говорит: "Забудь". Они понимают, что мы готовим кадры для них же. И помогают.
Так что благодаря и их помощи, их отношению мы уже в прошлом году "в ноль" вышли, долги закрыли, пережили последствия стихии.
— Бюджетное финансирование ежегодно варьируется. Возьмем средний показатель — около 17 млн рублей в год. Внебюджетные источники составляют от 5 до 6 млн рублей. То есть около 30% мы зарабатываем сами.
— Всех, которые востребованы на селе. На бюджетное обучение мы набираем на специальности "повар-кондитер", "тракторист-машинист широкого профиля". Кроме этого, мы готовим сварщиков, специалистов по транспортным перевозкам, в том числе опасных грузов, продавцов. Это уже коммерческий набор.
Мы готовим тех, кого способны трудоустроить. Начать-то обучать можно любого специалиста. Но если на рынке Усть-Калманского или близлежащих районов мы не сможем его потом трудоустроить, нам никто не даст финансирования. У нас есть госзадание, мы отслеживаем рынок: какие профессии требуются — их и заявляем.
— Возьмем профессию "тракторист-машинист". Вы в любое хозяйство придите — востребованность в кадрах страшенная. А мы их готовим. Другое дело — закрепятся ли они там. Ведь как часто получается: студент у нас отучился, устроился — а тут призыв в армию. Парень отдает свой долг Родине. А наши же ребята и на машине, и на тракторе — на всем могут работать. Завершает такой парень службу, к нему приходит командир и говорит: "Будешь рядовым или сержантом — зарплата 30 тыс. рублей. Зачем ты поедешь к фермеру, который будет платить 15 тыс.?" И юноши часто остаются в армии.
Продавцы, повара тоже везде нужны — у нас и торговые сети развиваются, и кафе открываются. Любое хозяйство кормит своих работников — снова повар востребован.
Так что с трудоустройством проблем нет. Другое дело, что многие потом уезжают в город — за высокими зарплатами. Парень в хозяйстве получает 8–10 тыс. рублей. Ему говорят, что в городе в кафе каком-нибудь он 15 тыс. будет зарабатывать.
— Так вот! Они сначала не понимают этого. Бывает, что "побьются" в городе, а потом начинают считать: из тех 15 тыс. только за квартиру нужно 10 тыс. отдать, остается 5 тыс., а это меньше, чем дома зарабатывал. И возвращаются. Но похлебав городской жизни.
Тут же какой еще момент есть: включите телевизор — какие профессии там сегодня продвигаются? Что считается престижным? Экономист, юрист. Профориентация вроде у нас проводится надлежаще. Но приоритеты у молодежи не в сфере сельского хозяйства. Стремления работать на земле нет.
Мы ездим по школам, по селам. Родители детям говорят: езжайте в город. Они считают, что пусть лучше в городе сантехником, только бы не в тяжелых сельских условиях. Как работает сантехник в городе? Утром пришел — вечером ушел. А механизатор как работает во время посевной? Бывает, и днем, и ночью. А должной общественной оценки этому труду не дается. Но от корней отрываться нельзя — в этом я убежден.
— Я всегда старался следовать тому правилу, что на своем месте нужно добросовестно выполнять свою работу, быть эффективным. От каждого из нас зависит, как мы будем жить. Проще рассуждать, что кто-то нам что-то не сделал, поэтому мы плохо живем. Но когда один работает, а пятеро стоят рядом рассуждают или критикуют, то на кого обижаться? В нас с детства воспитывают веру в чудеса — можно поймать щуку, и она за нас все сделает. А чудеса творит сам человек. Поэтому я считаю, что гражданская позиция — хорошо и честно выполнять свою работу. Тогда будет движение вперед. Благосостояние наше и нашей страны зависит от нас самих.
— Вы слышали о нем? Поскольку у государства мало денег, придумали студентов отдавать на обучение фермерам или хозяйствам, чтобы дети учились на современной технике. Но что происходит на практике? Представим, что я фермер и у меня есть канадский трактор Buller. Он новый стоит около 16 млн рублей. В нем только разрывная муфта 10 тыс. стоит. А если ребенок по неопытности ее сломает? Да никогда фермер не поставит ученика на такую технику. Другое дело у нас: мы тоже такой трактор купили, и мы-то точно будем на нем ребенка учить. Сами. Никуда не отправляя. Мы так построили учебный и производственный процессы, чтобы студент сначала у нас все современные технологии увидел и освоил, чтобы потом, придя работать в хозяйство, уже знал, что нужно делать. Так его потом и оторвут с руками.
— На 1 января 2016 года у нас числилось 269 бюджетников. Плюс коммерческий набор. Но эта цифра плавающая, поскольку курсы обучения длятся два-четыре месяца, идет постоянная ротация.
— Лет пять назад действовала краевая программа, в рамках которой школы могли заложить сады. Усть-Калманская школа в ней решила участвовать. А у нас как раз земля была на территории между лицеем и школой. "Почему нет?" — решили мы. У нас тогда специальность была "хозяйка усадьбы", а в ее рамках — плодоовощевод. И сад нам был жизненно необходим. Иначе на какой практической базе мы могли подготовить специалистов? Заключили договор со школой, разбили сад. Теперь вместе там и работаем — и школьники, и наши дети. Студенты в саду могли увидеть, как выращивать и землянику, и смородину, и яблоки. Они опыты там проводили — прививали одни культуры к другим. Очень интересно. У нас и плодовые деревья там есть. Собираем урожай, компоты варим.
Стоимость обучения в Усть-Калманском лицее в коммерческих группах составляет 9–15 тыс. рублей за весь курс в зависимости от профессии.