октябрь 31, 2016
Сообщество городских перевозчиков разошлось в оценках решения координационного совета по ценообразованию, утвердившего новые расценки за проезд в общественном транспорте. Владельцы малых автобусов остались довольны, а вот те, кто перевозят льготников — нет.
Автобус. Барнаул.
Михаил Хаустов
Напомним, новые тарифы впервые в истории Барнаула будут дифференцированными. Предполагается, что действовать они начнут с 1 декабря. Стоимость проезда в трамваях и троллейбусах при расчете по карте составит 18 рублей, за наличные — 19.
В больших автобусах за проезд по карте нужно будет заплатить 19 рублей, наличными — 20. Карта будет работать в режиме "электронного кошелька", пополнить ее можно на любую сумму. Помимо этого пассажирам больших автобусов предложат воспользоваться картой как проездным. Работать это будет так: человек кладет на карту 900 рублей и получает 50 поездок в месяц (таким образом, стоимость одного проезда снижается до 18 рублей). Неиспользованные поездки в конце месяца сгорают.
Подняли тариф и перевозчикам на автобусах малой и средней вместимости — до 20 рублей. Тариф у них будет един, так как к системе электронных билетов их транспорт пока не подключают.
Я полностью удовлетворен решением. Я был против, чтобы нам резко повышали тариф сразу до 23 рублей, например. Такое резкое удорожание неминуемо бы сказалось на пассажиропотоке. 20 рублей — оптимальное значение. Это увеличение — хорошее подспорье для нас, оно позволит нам постепенно обновлять автопарк.
Сергей Иванов, замдиректора компании "Трансбус" (работает на нескольких маршрутах, в том числе на тех, где предоставляется право льготного проезда), объясняет, что владельцы автобусов малой и средней вместимости не сильно переживают из-за тарифа, потому что коммерческие маршруты (где не перевозят льготников — прим. ред) постепенно .
По его мнению, большинство постоянных пользователей общественного транспорта будут пользоваться картой в режиме проездного билета. В этом случае, стоимость одной поездки, напомним, составит 18 рублей. То есть фактически для перевозчика тариф поднимается лишь на рубль. Но в то же время с каждого платежа перевозчик должен заплатить 4,6% МУП "Центртранс" за обслуживание системы электронных проездных, которая заработает также с 1 декабря. Этот платеж "съест" и этот дополнительный рубль.
Владельцы больших автобусов недовольны тем, что тариф для них установили на уровне с автобусами малой вместимости. Николай Филимонов, гендиректор компании "Гранд" (автобусы маршрутов №19 и №57) считает, что та скидка в 1-2 рубля, что могут получить пользователи электронной карты, не станет должным стимулом для того, чтобы люди возвращались из малых автобусов в большие. Он напоминает: после того, как в июле 2015 года власти установили одинаковый тариф для всех автобусов, пассажиропоток перераспределился в пользу маршруток. Но и сам уровень новых тарифов его не удовлетворяет.
Оптимально было бы, если бы стоимость проезда подняли еще рубля на три. А сейчас мы идем семимильными шагами к тому, что у нас все большие автобусы развалится. За два года цены на запчасти и расходники выросли вдвое, экономика не складывается. Сейчас одна покрышка стоит больше 20 тыс. рублей, а их нужно шесть. Все бросают этот бизнес, водителей — дефицит.
Мы понимаем, что людям тяжело. Но и нас надо понять, мы катимся ко дну. Маленькие автобусы еще как-то обновляются, но обновить большой автобус сейчас нереально. Не исключаю, что и мы вынуждены будем перейти на ПАЗики. Мы уже в качестве эксперимента купили два новых ПАЗа, они ходят по маршруту №19. Но люди не хотят на них ездить. Если следом идет "большая" "двадцатка" (автобус 20-го маршрута — прим. ред), народ идет на него.
Работать, конечно, не бросим, будем трудиться, но к чему мы идем?
Об этом же на заседании координационного совета Павел Грехов, гендиректор компании "Евробус". Он подчеркнул, что принципиально важно, чтобы стоимость проезда в автобусах малой и средней вместимости была выше, чем в больших. Если не сделать проезд на больших автобусах экономически более привлекательным, то город рискует вовсе их потерять.
Года три еще поездим на них (больших автобусах), а потом тоже будем покупать ПАЗики. Потому что они в нормальной комплектации стоят три млн. рублей, а большой ЛИАЗ — девять.
Грехова поддержал его коллега Сергей Гриднев, директор компании "СолГри". По его мнению, от исчезновения больших автобусов горожане не выиграют, ведь эти автобусы более безопасные и комфортабельные.
Чиновники администрации города проанализировали финансовые документы перевозчиков и установили что себестоимость провоза одного пассажира составляет:
- для трамваев и троллейбусов: 17,4 рубля;
- для больших автобусов: 17,5 рублей;
- для автобусов малой и средней вместимости: 18,6 рубля.