Транспорт-2016: скрипит, но едет. Как в города Алтая пришли электронные проездные

январь 4, 2017

В Бийске и Барнауле в уходящем году ввели системы электронных проездных билетов (ЭПБ). Несмотря на то что почти во всех крупных городах Сибири (и других федеральных округов) транспортными картами пользуются уже давно и опыт накоплен солидный, запуск обеих систем сопровождался проблемами.

Общественный транспорт. Трамвай. Электронные проездные.
Михаил Хаустов

Наукоград и краевая столица выбрали принципиально разные схемы внедрения транспортных карт. В Бийске муниципалитет не потратил из городской казны на нововведение ни рубля. Систему запустили на средства инвестора — компании "Норд". Она вложила в оборудование около 7,5 млн рублей и привлекла в качестве партнера платежную систему "Золотая корона".

В июле при запуске транспортных карт в наукограде подняли проезд для горожан с 15 до 17 рублей (по карте) и до 17,5 рубля (наличными). Комиссия оператора системы с каждого платежа составляет 9,8%.

В целом в Бийске система ЭПБ заработала без особых сбоев и проблем. Но без скандала не обошлось. Администрация Бийска отдала "Норду" полномочия организовывать пассажирские перевозки по муниципальной маршрутной сети. В итоге оператор "перетряхнул" пул игроков рынка. Перевозчики возмутились: одним "Норд" отдал выгодные маршруты, других отстранил от работы. В ситуацию вмешалась прокуратура и заставила мэрию разорвать контракт с "Нордом" как с организатором перевозок. При этом компания осталась оператором ЭПБ.

В Барнауле мэрия решила не зависеть от инвесторов и сторонних операторов и сама закупила за 58 млн рублей все оборудование и наделила функцией оператора муниципальный "Центртранс". Комиссия для перевозчиков получилась вдвое меньше, чем в Бийске, — 4,6% с каждой транзакции. Однако игроки рынка были недовольны тем, что эта плата "съест" значительную часть выгоды от повышения тарифов с 1 декабря (с этой же даты в Барнауле и заработали транспортные карты).

В первый месяц работы новой системы горожане столкнулись с рядом проблем: сначала люди жаловались на очереди за проездными, потом — на многочисленные сбои в системе и неудобство пополнения карт. То, как заработало нововведение в Барнауле, вызвало вопросы и депутатов гордумы. По словам одного из них — Сергея Войтюка, главы исполкома алтайского отделения ОНФ, — не на все из них в администрации смогли дать внятные ответы.