Жители Алтайского края стали чаще покупать дорогие смартфоны

март 3, 2017

После кризисного 2015 года на рынке сотовой розницы произошло оживление. В 2016-м сети зафиксировали небольшой рост продаж смартфонов и повышение интереса к дорогим гаджетам. Салонов связи стало слишком много, и они несут убытки. Эксперты не исключают, что в этом году количество точек сократится. Уровень продаж смартфонов, согласно прогнозам, сохранится, и более 70% из них будет с поддержкой 4G (LTE).

Девушка с телефоном.
СС0

Шесть сотен салонов

В середине 2016 года большинство салонов связи в России несли убытки. Их стало слишком много — 28 тыс. точек по стране (данные "Ведомостей"). В Алтайском крае сейчас работает более 600 салонов связи, из которых около 500 принадлежит крупным региональным сетям и сотовым компаниям, остальные — малому бизнесу. По оценке Дениса Кускова, гендиректора аналитической компании TelecomDaily (Санкт-Петербург), это "достаточно хорошее число салонов в регионе, учитывая, что розница у всех компаний убыточна".

Денис Черных, владелец крупной региональной сети "Телефоника", считает, что в 2017 году произойдет сокращение числа салонов. "МегаФон" в конце 2016-го уже объявил, что в следующие три-пять лет планирует закрыть 25–40% точек.

Валерий Казаченко,
директор регионального отделения “МегаФона”:

Розничная сеть “МегаФона”, как и сети других операторов, строилась с целью привлечения и дальнейшего обслуживания клиентов. Сейчас рынок практически достиг своего насыщения, и мы понимаем, что такое количество точек продаж может быть избыточно. У нас есть планы по постепенной оптимизации нашей розницы в течение ближайших двух-трех лет.

В сетях "Связной", Tele2 и "Билайн" сообщили: в текущем году планируют открыть несколько салонов. Владелец алтайской сети "Диксис" Дмитрий Колотилин сказал, что общее число салонов в его компании не изменится. По оценке Дмитрия Левина, директора филиала МТС в Алтайском крае, развитие сетей обслуживания не остановится, но его темпы будут ниже, чем в 2016 году.

Телефон и зарядное устройство.
Открытые источники в Интернете (СС0)

DNS назван лидером

Серьезную конкуренцию сетям салонов связи составляют крупные магазины бытовой техники и электроники. Денис Черных говорит, что DNS — лидер по продажам смартфонов в крае. Другие продавцы электроники, по его оценке, тоже занимают существенную долю рынка, но она ниже, чем у салонов.

Дмитрий Колотилин,
владелец алтайской сети "Диксис":

Точных данных нет, но очевидно, что DNS хорошо продает гаджеты и является серьезным конкурентом по причине как большого числа магазинов, так и широкого ассортимента. В целом по России “М.Видео” хорошо вырос в продажах смартфонов, однако мы этого не ощущаем, в том числе по причине небольшого количества магазинов. Конкуренцию с “Эльдорадо” мы также не чувствуем.

Конкурентное преимущество салонов под брендами операторов — так называемое субсидирование устройств, то есть продажа смартфонов по себестоимости при условии использования услуг связи. Они также предоставляют дополнительные сервисы — консультации по услугам, их подключению и отключению и другие.

Мобильный телефон.
СС0

Скромные интернет-продажи

Продажи смартфонов через интернет-магазины сетей в регионе показали высокие темпы роста, но их доля остается несущественной. Так, в Tele2 за прошлый год они выросли на 40%, но в общем объеме продаж составляют всего несколько процентов. В МТС рост составил 70%, а доля — порядка 2%. Денис Черных отмечает небольшое увеличение продаж в интернет-магазине и говорит, что доля реализации в онлайне в крае заметно ниже, чем в Новосибирске.

Дмитрий Колотилин,
владелец алтайской сети "Диксис":

Мы так и не запустили интернет-магазин, потому что пока не верим в его успех. Затраты на создание и продвижение велики, а прибыльность не прорисовывается. Опыт коллег из других регионов тоже это подтверждает. Не думаю, что онлайн-торговля составляет заметную конкуренцию офлайну. Из-за низкой наценки на смартфоны цены в обоих каналах зачастую одинаковы, а клиенту все-таки хочется тактильности при выборе гаджета: потрогать, посмотреть вживую.

В "Связном" отмечают, что границы между онлайн- и офлайн-торговлей стираются, все больше людей для совершения покупки используют оба канала.

Сергей Тихонов,
руководитель пресс-службы “Связного”:

Часть клиентов, например, собирает в интернете информацию о товаре, а затем приходит в салон за покупкой. Другие, наоборот, приходят в салон, чтобы посмотреть гаджеты, подержать их в руках, а затем делают заказ в интернет-магазине. На сегодняшний день около 20–25% товарооборота ретейлера приходится на онлайн-канал.

Продажа смартфонов.
Михаил Хозяйкин

Рынок оживился

В 2015 году продажи смартфонов в России снизились в связи с экономической ситуацией. В прошлом году снова начался их рост. В крае его зафиксировали Tele2 и МТС (рост в 1,3 раза). В "МегаФоне" и "Связном" отмечают: общее число проданных смартфонов существенно не изменилось, но у жителей края усилился интерес к дорогим гаджетам. "

Валерий Казаченко,
директор регионального отделения “МегаФона”:

Это свидетельствует об оживлении рынка и нежелании клиентов экономить на функционале.

В сети "МегаФона" доля продаж смартфонов по цене от 10 тыс. рублей выросла в два раза — до 22,1%. А в салонах "Связного" в крае за счет дорогих моделей выручка увеличилась на 25–30%. Денис Черных отмечает, что в его сети салонов продажи дорогих смартфонов снизились.

В "Билайне" уверены, что драйверами роста продаж остаются акции и скидки на смартфоны.

Антон Шипилов,
и. о. территориального управляющего новосибирского кластера "ВымпелКома":

В 2015 году у нас было много акционных предложений стоимостью до 5 тыс. рублей, их доля в декабрьских продажах 2015 года была 81%. В декабре 2016-го доля продаж этих устройств составила уже 50%. В это время были акции на более дорогие смартфоны, и по сравнению с прошлым годом мы продали больше устройств: в категории от 5 тыс. до 10 тыс. — на 140%, а в категории от 10 тыс. до 30 тыс. — на 85%.

Несмотря на рост продаж дорогих смартфонов, бюджетные модели (до 5 тыс. рублей) и гаджеты средней ценовой категории продолжают удерживать лидерство. Об этом говорят в МТС, "ВымпелКоме", "МегаФоне" и других сетях.

Сергей Тихонов,
руководитель пресс-службы сети салонов "Связной":

Рост продаж смартфонов в 2016 году обусловлен несколькими факторами. Смартфон является "первым" экраном и наиболее привычным для всё большего количества людей инструментом коммуникации. С помощью устройства можно просматривать и отправлять электронную почту, общаться в соцсетях и мессенджерах, звонить и отправлять сообщения. Кроме того, смартфон частично заменяет функции других гаджетов – цифровых фотоаппаратов, планшетов, электронных книг и конкурирует с ними за внимание клиентов. Продажи компактных камер, планшетов и ноутбуков в Алтайском крае снизились. 

Тихонов считает, что спрос на смартфоны активизировался в том числе благодаря кредитным программам.

Сергей Тихонов,
руководитель пресс-службы сети салонов "Связной":

На положительную динамику в сегменте смартфонов также повлиял широкий выбор кредитных продуктов, в особенности программ рассрочки, доступных в салонах крупных ритейлеров, а также отложенный спрос 2015 года и продолжающийся процесс замены покупателями обычных мобильных телефонов смартфонами. Напомним, что в период ажиотажа октября-декабря 2014 года спрос на смартфоны вырос значительно – многие клиенты, опасаясь роста цен на электронику, купили себе “умный” телефон в период скачка курсов. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в штуках за год выросла до 71% против 67% годом ранее.

Мы ожидаем, что в 2017 году смартфоны продолжат оставаться ключевым устройством для коммуникации и продолжат влиять на продажи других категорий персональной электроники. В частности, мы прогнозируем, что по-прежнему будут востребованы “умные” аксессуары. В то же время планшеты и фотоаппараты продолжат терять популярность.

Телефон и деньги.
Moscow-Live.ru/Flickr, CC BY-NC-SA

Аппараты для 4G

Еще один тренд — рост продаж смартфонов с поддержкой сети 4G (LTE). В МТС реализация таких гаджетов за прошлый год увеличились в два раза. В "МегаФоне" произошел рост 26,6% в штучном выражении, в деньгах еще больше — 37,4%.

Сергей Тихонов,
руководитель пресс-службы сети салонов "Связной":

В 2016 году продажи LTE-смарт­фонов перешагнули 50%-ный рубеж от всех реализованных в России смартфонов, в том числе и в Алтайском крае. На востребованность гаджетов этой категории в первую очередь повлияло сокращение среднего чека устройств с поддержкой 4G. За год он упал ниже 20 тыс. рублей впервые в истории.

Сети прогнозируют дальнейший рост продаж смартфонов с поддержкой LTE. В салонах МТС в Алтайском крае их доля в 2015 году составляла 30% от общего числа проданных смартфонов. В 2016 году — уже 54%.

Дмитрий Левин,
директор филиала МТС в Алтайском крае:

В 2017 году, по нашим прогнозам, доля смартфонов с поддержкой LTE может составить более 70%. Ожидается выход новых моделей Samsung, также прогнозируется активный рост продаж китайских смартфонов.

Дмитрий Колотилин тоже не исключает усиления китайских брендов.

Дмитрий Колотилин,
владелец алтайской сети "Диксис":

Часть потребителей не готовы переплачивать за бренд и отдают предпочтение B-брендам с теми же характеристиками, но со значительно меньшей стоимостью.

По мнению Сергея Тихонова, в 2017 году штучные продажи смартфонов сохранятся на уровне 2016 года. Он считает, что основными драйверами развития будут, по прогнозам, продажи отдельных категорий смартфонов, а также процесс замещения кнопочных устройств смартфонами.