июнь 21, 2017
Услуга платного телевидения через несколько лет перестанет существовать в современном формате. Люди перестраиваются с фонового просмотра ТВ на фокусное, по запросу. Востребованность интерактивных сервисов увеличивается: абоненты больше не являются "рабами телепрограммы" и сами решают, что, когда и даже на чем смотреть. Рост рынка сильно замедлился, уже более 70% домохозяйств в стране охвачены услугой.
Семья перед телевизором.
CC0
В 2016 году рост рынка платного телевидения в России был самым низким за последние пять лет. По данным аналитической компании IKS-Consulting (Москва), по подключению абонентов он составил 4,9%, а по доходам — 8,7% (для сравнения: в 2013 году по доходам был рост 18,9%, по числу абонентов — 12,9%). Рынок платного ТВ приблизился к насыщению. Проникновение услуги в России на конец года составило почти 73%.
Тенденция характерна и для Алтайского края, хотя участники рынка отмечают, что потенциал роста в регионе еще есть. В крае к платному ТВ по итогам I квартала 2016 года было подключено 55% домохозяйств (данные IKS-Consulting). В Барнауле показатели традиционно выше — 75–80%.
Несмотря на высокую степень освоения рынка, потенциал подключений остается существенным. В городах очагами концентрированного спроса являются новостройки. Потенциал мы видим на всей территории региона.
Директор филиала МТС в Алтайском крае Дмитрий Левин подтвердил, что в Барнауле точками роста остаются районы новостроек, а также точечная застройка в центре города.
"Есть большой потенциал для подключения спутникового ТВ во всех районах края, где нет возможности предоставлять услуги кабельного ТВ", — сказал он.
По мнению Марии Жилиной, заместителя гендиректора группы компаний "Орион" (бренд "Телекарта"), основные итоги 2016 года на рынке платного ТВ — завершение роста рынка и смещение фокуса операторов на работу с действующими абонентами.
70% — это оптимальная для российского рынка величина, оставшиеся 30% составляет рынок цифрового эфирного телевидения. В 2017 году рост еще больше замедлится и, по нашим оценкам, не превысит 3–4%.
Наибольший рост в 2016 году продемонстрировала технология IPTV (телевидение через интернет) — 20% по России. Кабельное ТВ выросло всего на 1,2%. Причем абоненты мигрировали с аналоговой на цифровую технологию: "аналог" уменьшился на 5,5%, "цифра" выросла на 21%. "Спутник" подрос на 4,1%.
Алтайский край поддерживает общероссийский тренд, наиболее быстрорастущим сегментом на рынке платного ТВ является IPTV, за ним следует спутниковое телевидение.
Рост подключений IPTV происходил в первую очередь за счет абонентов "Ростелекома", который работает только с этой технологией. За два года компания реализовала масштабный проект по развитию мультисервисной сети в регионе. Пропускная способность каналов связи от райцентров до малых сел увеличена в 10 раз. Проект охватил 350 сел из 50 районов, IPTV "Ростелекома" сейчас доступно в 328 населенных пунктах региона. Оператор увеличил территорию охвата услугой ТВ в крае на 30%.
Еще один инфраструктурный проект оператора — развитие оптических сетей в коттеджных поселках Барнаула. В 2016 году он охватил семь из них: Запад-1 и 2, Фирсова слобода – 1 и 2, Спутник, Октябрьский, Лесной. Там построены сети по технологии GPON ("оптика до квартиры"), наряду с интернетом предоставляется услуга платного ТВ. Сервис доступен жителям 85% домохозяйств в этих поселках.
За прошлый год абонентская база телевидения от “Ростелекома” в крае выросла на 16%, мы прогнозируем сохранение темпов роста и в 2017 году.
То, что "Ростелеком" показал заметный прирост числа абонентов, видно и по его доле рынка: в Алтайском крае она составляет 16,9% (второе место), в Барнауле — 14,9% (третье место).
Директор регионального провайдера "Дианэт" Вадим Тырышкин рассказал, что в 2016 году абонентская база оператора выросла на 7%.
В текущем году темпы роста сохраняем, но это требует уже больших усилий со стороны маркетинга и продаж.
В МТС абонентская база в прошлом году выросла на 4%: оператор подключил 28 многоквартирных домов Барнаула. В 2017 году планируется расширение сети более чем на 7 тыс. квартир в краевом центре.
В IKS-Consulting сообщили, что за I квартал 2017 года наибольший прирост абонентской базы в крае показали "Дом.ru" (на 3,2%) и ТТК (на 3,1%).
Операторы отмечают, что ключевыми факторами при выборе оператора для абонентов остаются количество и разнообразие каналов (их должно быть больше 100), наличие каналов в HD-качестве, а также возможность получить несколько услуг (конвергентность). Некоторые провайдеры уже предлагают в Алтайском крае каналы в формате сверхвысокой четкости Ultra HD (один — у МТС, три — у "НТВ Плюс"). Его проникновение идет медленно: у населения мало телевизоров с поддержкой Ultra HD, и стоят они дорого.
В "Сибирских сетях" констатируют: телевидение в его текущем виде скоро начнет умирать.
Рынок ТВ испытывает мощное давление со стороны интернета, производителей телевизоров, планшетов. У потребителя появилось много гаджетов, которые позволяют утолить спрос на просмотр видео. Понятие “прайм” исчезнет. Люди станут сами выбирать то, что им хочется смотреть. За исключением новостей и прямых спортивных трансляций, желающих посмотреть их минута в минуту всегда будет много.
Кардинальные изменения произойдут со сменой поколения абонентов, это случится не ранее чем через три года.
В группе компаний "Орион" отмечают, что уже сейчас фоновый просмотр сменяется фокусным. Абоненты хотят видеть на своих экранах именно то, что им интересно. По этой причине большую популярность приобретают нишевые телеканалы и сервисы, повышающие комфорт пользователя: контент по запросу, функции отложенного просмотра, записи. Абонентов интересует премьерный контент, который раньше можно было увидеть только в кинотеатрах.
В 2017 году мы можем стать свидетелями взрывного развития мультисредовых сервисов, которые позволят операторам удержать абонентов и создать дополнительные преимущества от платной подписки.
Например, в феврале 2017 года "Орион" предоставил абонентам доступ к новому онлайн-сервису "Кинотеатр". Проект реализован в партнерстве с одним из крупнейших российских онлайн-кинотеатров ivi.ru.
Интерактивные сервисы будут развивать в ТТК, "Дианэте", "Ростелекоме".
Директор макрорегиона Западная Сибирь компании ТТК Алексей Ноздрин, рассказал, что одна из приоритетных задач оператора на 2017 год – развитие и модернизация интерактивных сервисов цифрового ТВ.
В текущем году мы будем устанавливать новое оборудование для работы интерактивных сервисов, в первую очередь “Управление просмотром”. Это набор серверов и приложений, который увеличит производительность комплекса на территории края в несколько раз.
Он сказал, что уже сейчас более 60% абонентов IPTV в крае используют сервис "Управление временем" (пауза, перемотка, архив передач), десятая часть ежемесячно покупает контент из видеотеки (VoD).
В пресс-службе "Дом.ru" рассказали, что оператор работает над развитием функционала ТВ-приставок, увеличением числа HD-каналов и дополнительных тематических пакетов, запуском новых и развитием нелинейных сервисов. Оператор фиксирует рост спроса на мобильное ТВ (просмотр на смартфонах, планшетах, ПК) и телеархив (доступ к передачам в течение трех дней после эфира).