июнь 29, 2017
За последние полгода все крупные операторы мобильной связи в России изменили свои тарифные линейки (см. справку). Сначала они отказались от безлимитного мобильного интернета. А затем во время презентации новых тарифов официально признали, что теперь именно интернет является ключевой услугой сотовой связи. Так голосовое общение — основа отрасли — ушло на второй план. Сейчас задача сотовых компаний — продать абонентам больше услуг за большие деньги.
Телефон и деньги.
Moscow-Live.ru/Flickr, CC BY-NC-SA
Анонсируя новые линейки тарифов, представители операторов сказали, что ориентировались на потребности абонентов. В "МегаФоне" и "Билайне" заявили, что использовали для анализа технологии "больших данных" (big data). Тарифные линейки получились у всех разными, но некоторые общие тенденции в них все же прослеживаются.
Рынок сотовой связи не растет. В деньгах он показывает падение уже два года. Но он должен развиваться: операторам надо строить сети, поддерживать уже существующие. По этой причине они стремятся увеличивать доход с одного абонента (ARPU).
В новых линейках очевидно стремление операторов увеличить "средний чек", хотя услуг за новый ценник они тоже предлагают больше.
Например, в прежней линейке "МегаФона" "Все включено" минимальный пакет услуг XS стоил 180 рублей (50 минут, 50 SMS, 2Гб, нет роуминга по России, безлимитные звонки внутри сети).
В новой линейке "Включайся!" минимальный пакет стоит 200 рублей (3Гб, 200 SMS, 200 минут, "безлимит" внутри сети, роуминг есть). Очевидно, что цена выросла, но и пакет услуг увеличился. Эта схема работает и у других операторов.
В Tele2 прямо заявили, что услуга SMS-сообщений теперь востребована мало. В новых тарифах линейки "Мой" оператор включил в пакеты всего по 50 SMS. Тот же тренд наблюдается в новой линейке "МегаФона" "Включайся!" — в четырех тарифах из семи SMS в пакетах нет.
У "Билайна" же, наоборот, в пяти тарифах из шести включено преувеличенно много SMS — по 500. Только в линейке Smart у МТС количество эсэмэсок распределено по тарифам традиционно: чем дороже пакет, тем больше сообщений.
Отказавшись от безлимитного интернета, операторы включили в тарифы неограниченный доступ к отдельным сервисам. У всех так или иначе можно получить "безлимит" на соцсети и мессенджеры. Например, в линейке Tele2 "Мой" он включен в три тарифа из четырех. "МегаФон" дает безлимитный доступ к мессенджерам в шести тарифах из семи.
У МТС неограниченный доступ к соцсетям и мессенджерам действует в рамках опции "В Сети". На двух тарифах — "Smart+" и "Smart Безлимитище" — она бесплатная, а на остальных — четыре рубля в сутки. "Билайн" предлагает опцию "#можноВСЕ", в рамках которой предоставляется дополнительно 10 Гб только на соцсети и мессенджеры. Она стоит так же четыре рубля в сутки.
Многие абоненты уже привыкли к тому, что действие их пакетных тарифов распространяется на территорию всей страны. В новых линейках такие тарифы тоже есть, но они не самые дешевые. Только у Tele2 единые условия в роуминге на всех тарифах: входящие бесплатные, интернет расходуется из пакетов. У "МегаФона" условия домашнего региона лишь в пяти "самых дорогих" тарифах распространяются на всю Россию.
"Билайн" дает использовать минуты, SMS и интернет из пакетов в поездках по стране начиная с тарифа "Все 3". В более дешевых тарифах это условие распространяется только на отдельные услуги. Например, только на SMS или на интернет.
МТС на своем сайте в описании тарифа заявляет, что условия домашнего региона сохраняются в поездках по стране на трех тарифах. Но на двух из них (при использовании услуг связи) за это придется доплачивать 15 рублей в сутки — это "Smart Безлимитище" и "Smart".
Все четыре оператора заявляют о том, что на их тарифах звонки внутри сети бесплатные и безлимитные. Однако здесь есть одно "но". У "Билайна", МТС и "МегаФона" они становятся такими после исчерпания основного пакета минут. То есть звонки внутри сети "тратят" этот пакет, и только когда он закончится, возможность звонить бесплатно и без ограничений внутри сети активируется. Только у Tele2 звонки внутри сети не расходуют основной пакет минут.
Когда-то тарифы сотовых компаний отличались друг от друга стоимостью звонков на разные направления: внутри сети, на номера других операторов, межгород и так далее. Теперь для тех абонентов, которым важно поговорить, выделили специальные тарифы. Включенного трафика там меньше, а минут больше.
Например, у Tele2 это тариф "Мой разговор". В него включено 200 минут, 5 Гб, и здесь нет "безлимита" на мессенджеры. У его ближайшего конкурента по цене "Мой Tele2" включенных минут вообще нет, зато есть 10 Гб и тот самый "безлимит".
"МегаФон" предлагает тариф "Включайся! Говори" — в него входит 700 минут и 5 Гб интернета. Трафика здесь меньше, чем на большинстве других тарифов. У "Билайна" на трех самых дорогих тарифах количество трафика одинаковое, а число минут разнится — от 1,4 тыс. до 5 тыс.
Сейчас у всех сотовых операторов более 55% абонентов переведено на пакетные тарифы. Именно такие тарифы продвигаются для того, чтобы повышать ARPU (доход с одного абонента). Но люди все равно стараются экономить на связи, поэтому значительного повышения ARPU за последний год не было, он вырос в среднем на 5–10% в разных регионах. Операторы стремятся перевести абонентов с архивных тарифных планов под разными предлогами. Основной стимул — это увеличение стоимости услуг на предыдущих тарифах. На старых архивных тарифах находится порядка 30% абонентов. Скольких из них до конца года переведут на новые тарифы, спрогнозировать сложно.
Думаю, их будет 10–15%.
Источник: данные отчетности операторов, сnews.ru.
На первый взгляд новые линейки тарифов просты, но при детальном рассмотрении понятно, что в них много нюансов, которые можно не заметить или просто о них забыть: на что распространяется "безлимитка", что в роуминге тарифицируется особо, а что — как в домашнем регионе, что включено в тариф, а что является дополнительной опцией.
Например, у "Билайна" на тарифах "Все 3, 4, 5" автоматически подключена платная услуга "#можноВСЕ" (дополнительные 10Гб на соцсети и мессенджеры). Если абонент ее не отключит, его абонентская плата за месяц увеличится на 120 рублей.
У МТС и "Билайна" на некоторых тарифах автоматически подключены опции, которые активируются после исчерпания основного пакета трафика и минут: они дают дополнительные пакеты за фиксированную плату.
"МегаФон" дает безлимитный доступ далеко не ко всем соцсетям и мессенджерам. Например, на большинстве тарифов он не распространяется на Instagram, Telegram, Facebook Messenger и ряд других сервисов. Их можно подключить в виде опции за отдельную плату.
Кроме того, в некоторых пакетах распределение услуг таково, что если ты в среднем пользуешься всем понемногу, то либо придется подключать дополнительные пакеты услуг, либо покупать более дорогой тариф.
Зато новые тарифы точно понравятся тем, кто потребляет разнообразные услуги связи в большом количестве — для таких абонентов условия стали более привлекательными.