август 21, 2017
В Алтайском крае единицы промышленных предприятий имеют портфели контрактов с такими отечественными компаниями-гигантами, как "Лукойл", "Роснефть", "Газпром нефть", "Россети" и другими. "Алтайский трансформаторный завод" в Барнауле производит для них масляные распределительные трансформаторы и комплектные подстанции. В июле здесь запустили новую итальянскую линию за 1,4 млн евро и теперь выпускают новый вид трансформаторов. Генеральный директор предприятия Александр Карлов рассказал altapress.ru о жесткой конкурентной борьбе, экспортном потенциале и о том, как непросто предприятию дается поиск новых сотрудников.
Александр Карлов, гендиректор "Алтайского трансформаторного завода"
из архива редакции
— Все будет зависеть от нашей изворотливости, ситуации на рынке и лоббистских возможностей. Приведу пример: ряд игроков рынка протолкнули в менеджменте "Роснефти" свои интересы и добились того, что нефтяная компания в своих тендерах указывала, что ей нужны трансформаторы исключительно с гофробаками. Мы тогда их не делали и, соответственно, не могли претендовать на этот заказ. Но нам удалось переиграть ситуацию в свою пользу: теперь "Роснефть" закупает и радиаторные трансформаторы.
— В каждой сфере есть движение персонала. И в "Роснефти" есть люди, ранее работавшие в других нефтяных компаниях. Они знали, что мы выпускаем достойную продукцию и отсекать нас от тендеров несправедливо. Через этих людей мы повлияли на решение менеджмента.
— Ежемесячно мы выпускаем 800–850 трансформаторов и порядка 200 комплектных трансформаторных подстанций. Поставки идут по всей России — от Калининграда до Сахалина, но больше всего — в западную часть страны и на Урал.
Среди покупателей — крупные предприятия энергетического комплекса ("Россети" и его дочерние МРСК, "Башкирэнерго", "Кузбасская энергосетевая компания" и другие) и нефтедобывающие компании ("Лукойл", "Роснефть", "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз" и другие). В целом на долю корпоративного сектора приходится более 90% заказов.
— Энергетики подмяли под себя розничный рынок. Конечному потребителю нет смысла покупать трансформатор самостоятельно, его при подключении поставит электросетевая компания.
— Теоретически да. Чем шире круг потребителей, тем менее болезненна потеря каждого из них. Но на практике в текущей экономической ситуации лучше быть ближе к государственно-корпоративному сектору, чем в стороне от него.
— У нас продаются японские и европейские трансформаторы. Более того, Siemens построил завод в Воронеже, Toshiba — под Петербургом. Они выпускают мощные трансформаторы для больших промышленных объектов. Это совсем другая ниша. А в нашем сегменте иностранные производители не могут конкурировать с нами по себестоимости продукции.
— У китайцев стоимость рабочей силы теперь тоже выше, чем у нас. Более того, нам было бы выгодно торговать с Китаем. Но они нас на свой рынок не пускают.
— Он, безусловно, есть. Одно время мы хорошо работали с Туркменией. В Таджикистан весной отправили 150 трансформаторов, рассчитывали на продолжение сотрудничества, но у контрагента, по-видимому, закончились средства. С Узбекистаном такая же история — им оборудование нужно, но с деньгами сложности. А по бартеру нам работать неинтересно.
— Да, их действительно часто используют для энергоснабжения торговых центров, спортобъектов, административных зданий. Но это бомба замедленного действия. Никто не знает, как их утилизировать. Мы пять лет назад прорабатывали эту тему, хотели закупать катушки у Siemens и самостоятельно делать все остальное. Спросили немцев про утилизацию. Они сказали: "Привозите к нам, мы утилизируем". Но это стоит очень дорого. Кроме того, сухие трансформаторы неустойчивы к морозам. В том числе поэтому мы сосредоточились на масляных трансформаторах.
— Мы могли бы делать компенсационные устройства, которые позволяют снижать потери в линиях. С их помощью можно перекачивать на 25% больше мощности без замены проводов. Но пока этот товар не востребован, потому что бюджеты это решение не потянут, а у частного сектора без государственной воли нет стимула этим заниматься. Тем не менее у нас уже есть наработки, и, когда спрос на эти устройства появится, мы оперативно предложим их рынку.
* Сухие трансформаторы охлаждаются не маслом, а воздухом. Их используют в местах, где повышены требования по экологической и пожарной безопасности. Например, на этажном перекрытии жилого дома, в цокольном помещении какого-либо здания, на территории учебного заведения, в зоне отдыха и т. д.
— Не то чтобы это была жесткая позиция. Но действительно, кредиты мы стараемся без острой необходимости не брать, хотя у нас прекрасная кредитная история. И пусть говорят, что только чудаки живут на свои деньги, а все остальные — на заемные. Но кто активно кредитуется? В основном предприятия торговли, которым нужно пополнять оборотные средства. В нашем секторе промышленности развиваться на кредитные деньги сложно, потому что бизнес фондоемкий, оборудование стоит дорого. И брать его в кредит под большой процент не хочется. Гораздо разумнее развиваться за счет собственных средств.
Ежегодно в течение нескольких лет мы инвестировали в оборудование порядка 150 млн рублей. В следующем году предстоит потратить еще 50–70 млн, и вопрос обновления будет закрыт на ближайшие три-пять лет.
Александр Александрович Карлов родился в Барнауле 7 февраля 1950 года. Окончил энергетический факультет АлтГТУ. Отслужил в армии, был командиром отделения в ракетных войсках стратегического назначения. В конце 1970-х устроился на Барнаульский завод мехпрессов энергетиком цеха, вскоре стал начальником энергоцеха. В августе 1987 года коллектив Барнаульского электромеханического завода (предшественник "Алттранса") общим голосованием выбрал его своим директором. Такую процедуру в Алтайском крае провели впервые. В 1993 году предприятие акционировали. К середине 2000-х Александр Карлов стал обладателем контрольного пакета акций "Алттранса".