Разбор. Как не потерять деньги с "мобильного банка" при смене номера телефона

октябрь 5, 2017

В конце сентября прокуратура Барнаула направила в суд уголовное дело в отношении жителя города, который украл деньги при помощи сервиса "Мобильный банк". Он приобрел новую SIM-карту, на которую приходили оповещения о денежных операциях прежнего владельца номера. Обнаружив на счету чужой банковской карты 100 тыс. рублей, он похитил 8 тыс. рублей. Почему происходят такие ситуации и как их избежать, читайте в разборе altapress.ru.  

Смартфон.
СС0

1 Почему "новые симки" уже не новые? 

Когда абонент перестает пользоваться SIM-картой (не использует платные услуги — исходящие звонки, SMS, мобильный интернет), то через какое-то время оператор начинает автоматически списывать деньги со счета мобильного телефона, а потом и вовсе расторгает контракт. После этого номер могут перепродать повторно.

Сроки у операторов для изъятия номера . Как правило, деньги начинают списывать через три месяца с момента последней активности, а контракт расторгают через полгода.

Операторы так поступают потому, что за каждый телефонный номер они платят госпошлину (50 рублей — за выделение номера). Нести затраты на покупку новых номеров при неактивных имеющихся они не заинтересованы.  

2 Почему потеря и смена номера телефона стала чревата для абонента?

Сейчас телефонный номер фактически становится идентификатором личности. С его помощью совершаются платежи и денежные переводы через "Мобильный банк".

Номер телефона является логином для входа на портал госуслуг — при его наличии восстановить пароль и получить доступ ко всем личным данным не составит труда. Также номер мобильного — это ключ к аккаунтам соцсетей. В них многие люди ведут бизнес (странички своих компаний), выстраивают репутацию, размещают личную информацию. И этим список привязанных к телефону аккаунтов не ограничивается.

Раньше абонентам в наследство доставались  прежних владельцев номера. Иногда звонили те, кому они были должны. Сегодня все стало серьезнее.  

Смартфон.
СС0.
3 Как злоумышленники могут завладеть вашим номером телефона и деньгами?

Существует несколько схем мошенничества.

Перевыпуск SIM-карты

Иногда мошенники "похищают" номер телефона конкретного человека. Сделать это бывает несложно, ведь многие люди сообщают его на своих публичных страницах.

Мошенник приходит в салон оператора связи и просит перевыпуститьSIM-карту с определенным номером телефона. Говорит, что старая "симка" потерялась, предъявляет поддельные документы (например, справку, которая действует во время перевыпуска паспорта) или поддельную доверенность от владельца номера.

Оператор перевыпускает "симку" и блокирует старую. Мошенник получает доступ ко всем аккаунтам бывшего владельца. Некоторые операторы установили запрет на денежные операции после перевыпуска SIM-карты на один день. Чтобы в случае чего у настоящего владельца после ее блокировки было время заявить об этом.

Оптовая покупка "симок"

Бывали случаи, когда злоумышленники оптом скупали "симки", а потом "пробивали" не осталась ли на номерах привязка к "Мобильному банку". Мошеннице из Пермской области таким образом удалось похитить 9,5 млн. рублей.

Мошенничество с анонимными "симками"

Продавать SIM-карты без оформления на паспорт покупателя в России запрещено законом. Но это до сих пор делают. Иногда "симки" продавец оформляет на себя, заводит личный кабинет на сайте оператора и с его помощью переводит небольшие суммы денег со счетов телефонов. Также нелегальные SIM-карты могут быть заражены вирусами, с помощью которых злоумышленники воруют деньги.

Случайные грабители

Номер, которым перестали пользоваться, но не отключили от него "Мобильный банк", может купить обычный человек. Увидев, сообщения от банка, он, возможно, не устоит перед соблазном приобщиться к чужому счету. Если человек потерял телефон и не заблокировал SIM-карту, обратившись к оператору, то нашедший вполне может воспользовался его деньгами.

4 Что делать, чтобы обезопасить себя? 

В первую очередь нужно помнить, что ценность номера мобильного телефона возрастает. И относиться к приобретению новой SIM-карты и смене номера нужно ответственно.

  • Номер телефона, на который вы оформляете значимые аккаунты, должен быть зарегистрирован на вас лично. Если SIM-карту вам купил муж, друг, подруга, то лучше сходить в салон оператора вместе (иметь при себе паспорта), чтобы переоформить карту. Если вы купили карту без оформления на себя, стоит также прийти в салон оператора и сказать об этом. Номер перерегистрируют на вас, если вы докажете, что им пользуетесь (предъявите чеки на оплату связи, например), либо посоветуют еще какое-то решение.
  • При заключении договора с оператором можно включить в него запрет на перевыпуск SIM-карты по доверенности.
  • Можно завести для важных аккаунтов отдельный номер. Это хорошо тем, что вы не будете его никому сообщать. А значит, шансов, что его узнают мошенники становится меньше. Важно периодически звонить с этого номера или выходить в интернет. Иначе через три месяца он будет считаться неактивным, а через полгода его перепродадут.
  • При смене номера телефона необходимо перерегистрировать на новый все важные аккаунты: соцсети, портал госуслуг и другие. Ваш банк о смене номера нужно уведомить — позвонить в колл-центр или прийти в офис. Прежде чем выкидывать старую SIM-карту, нужно убедиться, что все уведомления приходят на новый номер.
  • Пароль нужно ставить не только на смартфон, но и на "симку". В этом случае при потере или краже аппарата, SIM-карту нельзя будет переставить в другой телефон и совершить от вашего имени какие-то действия.
  • Если вы заметили, что с вашей карты "уходят" деньги без вашего ведома, обратитесь в банк. Лучше подать заявление в письменной форме. С момента его написания за кражу денег с вашей карты будет отвечать банк.

При подготовке материала были использованы публикации и .

Смартфон.
СС0.
5 А если на мой новый номер приходят оповещения от прежнего владельца?

"Наследство" от прежнего владельца на новой "симке" может быть очень навязчивым. И избавиться от него непросто.

Переводить чужие деньги на свои счета не стоит. За это грозит уголовная ответственность. Например, в отношении барнаульца, о котором мы рассказывали в начале материала, уголовное дело возбудили по п. в., ч. 2, ст 158 УК (кража). Максимальное наказание — тюремное заключение сроком на пять лет, минимальное — штраф в размере до 200 тыс. рублей.

Рекомендация МТС:

"В каждом случае нужно действовать индивидуально - поскольку рассылки не от МТС, а от банков, магазинов, салонов и так далее. Рекомендуем обратиться в ту компанию, от которой поступают данные рассылки (чаще всего отписаться можно, заполнив форму на сайте). Либо воспользоваться сервисами "Антиспам" (в МТС это отправка SMS на короткий номер 6333 с названием провайдера - блокируется поступление SMS, но от номера рассылка не отвязывается) или "Черный список".

Рекомендация от Tele2:

"Tele2 стремится максимально увеличить срок между моментом, когда владелец номера перестал его использовать по каким-то причинам, и поступлением номера в продажу повторно. Обычно – не меньше года. Такого срока достаточно, чтобы номер удалили из большинства рассылок, на которые успел подписаться предыдущий владелец. Если некоторые сообщения все же доходят до наших клиентов, можно использовать бесплатный сервис "Антиспам". Достаточно отправить SMS с номером или текстовым псевдонимом отправителя на короткий номер 345".

Рекомендация от "Билайн":

"Если рассылка приходит от третьего лица (в том числе банка), у которого вы не обслуживаетесь, то стоит позвонить на горячую линию этого третьего лица. Если телефонный номер третьего лица начинается с 8-800, то бояться списания средств за звонок не стоит. Если на телефон приходят спам-сообщения с нежелательной информацией, то абоненты "Билайн" могут отправить SMS на номер 007 с именем отправителя, текстом сообщения, датой и временем отправки, оператор обработает вашу заявку. Однако не все подписки могут оказаться спамом: предыдущий владелец мог дать на них добровольное согласие. В таком случае оператор не может их заблокировать".

6 Личный опыт

Как показывает практика, отключить навязчивые уведомления бывает не так-то просто. Жительница Барнаула Анастасия рассказала свою историю. 

Анастасия, жительница Барнаула: 

Я поменяла симку около трех лет назад. В один прекрасный момент мне начали приходить SMS от "Росбанка": по карте, привязанной к номеру, совершались операции. Это быстро надоело, так как иногда SMS было очень много.

Я попыталась отложить решение проблемы и поставила номер, c которого приходили SMS, в “черный список" на телефоне. Но трюк не сработал.

Чуть позже мне начали систематически звонить из банка и спрашивать некую женщину. Вероятно, именно владелицу карты. Я несколько раз звонила в колл-центр. Операторы убеждались, что я (называла паспортные данные) не клиент банка, обещали отключить оповещения, оформляли заявку, обещали перезвонить. Не перезванивали. Я вновь обращалась. Так несколько раз.

Позже мне сказали, что отключить оповещения можно только лично. В офисе банка выяснилось, что сделать по паспорту это нельзя. Нужно найти договор или оформить справку от оператора связи. Получается, что мне надо потратить в целом день (разумеется рабочий и со скидкой на обед в банке) на отключение оповещений.

Пока SMS от банка "на ваш счет зачислено 200 000 рублей" приходят постоянно.

Не так давно стали приходить сообщения от “Ростелекома" с просьбой погасить задолженность. Опять же той женщины.