апрель 2, 2018
Университетский режим с ранним началом занятий подходит только 40% студентов. При этом те учащиеся, циркадные ритмы которых не совпадают с расписанием занятий, получают более низкие оценки, пишет N+1.
Образование. Учебники.
открытые источники (CC0)
Циркадные ритмы (внутренние биологические часы) могут оказывать сильное влияние на активность человека, сообщается в журнале Scientific Reports. Если эти ритмы не совпадают с расписанием дня, то возникает так называемый социальный джет-лаг. Он приводит к дефициту внимания и снижению способности к обучению. Тем не менее, масштабных исследований взаимосвязи циркадных ритмов и успеваемости студентов до сих пор не проводилось.
Социологи Бенджамин Смарр (Benjamin L. Smarr) и Аарон Шример (Aaron E. Schirmer) проследили за онлайн-активностью 15 тысяч студентов Северо-восточного университета Иллинойса. В течение двух лет исследователи смотрели, в какое время учащиеся подключаются к специальной системе, которая используется для просмотра материалов курса.
Выяснилось, что 60% студентов страдает от социального джет-лага, который сильно коррелирует с более низкими оценками — особенно это касалось "сов". Примерно 50% студентов приходят на занятия еще до того, как они полностью активны, а еще 10% — когда они уже прошли фазу пиковой активности. Академическая успеваемость "сов" до 12 утра была ниже, чем у остальных групп испытуемых. При этом исследователи не обнаружили сопоставимого улучшения их оценок в вечерние часы (после 17:00).
В то же время Смарр и Шример отмечают, что студенты, чьи биологические часы "обгоняют" расписание занятий, также страдают от сниженной успеваемости. По мнению ученых, чтобы добиться лучшей академической успеваемости, необходимо сделать систему образования более гибкой, чтобы студенты могли подстраивать свое расписание под циркадные ритмы.