апрель 10, 2018
Нормативы индивидуального потребления горячей и холодной воды и водоотведения в Алтайском крае признаны недействующими по иску краевой прокуратуры. Таково решение Верховного суда РФ, оставившего 14 марта в силе ранее вынесенный вердикт краевого суда. При этом новых нормативов пока нет. Что из этого следует?
Квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Стас Хазиев
"Бюрократия с прокурорами и судами завели ЖКХ края в тупик", — так прокомментировал ситуацию председатель ТСЖ Константин Емешин. Комментарий резкий. Однако и ситуация нетривиальная.
Новых нормативов на воду в Алтайском крае еще нет. Старые с 14 марта (даты решения Верховного суда) уже не действуют.
Воду пьют и льют, как прежде — потребление есть. А как его рассчитать в квартирах без счетчиков, неясно. И это еще не все последствия, которые породили решения судов.
Норматив на воду — это не цена воды в рублях за кубометр (тариф), а объем в кубах, который потребляет средний житель края в разных типах жилья. Чтобы выставить счет квартире без прибора учета, кубы умножают на их цену.
Вопрос, что делать сейчас, пока не приняты новые нормативы, бурно обсуждался на "круглом столе", проведенном 5 апреля по инициативе саморегулируемой организации "АлтайЖКО". Мнения на этот счет звучали разные. Позиция госинспекции, насколько автору удалось ее понять: раз нет действующих нормативов, нечего и начислять.
С 14 марта и до момента утверждения новых нормативов на территории всего края потребителям не будет производиться начисление платы за холодное (горячее) водоснабжение и водоотведение по помещениям, в которых индивидуальные приборы учета на холодное (горячее) водоснабжение не установлены.
Иначе говоря, пока не утвердят новые нормативы, квартиры без счетчиков НЕ будут платить за потребление горячей и холодной воды и водоотведение. За нуль ведь не платят.
Правда, Константин Емешин, тоже участник "круглого стола", в таком подходе видит подводные камни. Ведь если "бесприборным квартирам" начислять ноль кубов, их реальные объемы потребления уйдут в графу "содержание общего имущества" (СОИ), то есть оплатить его все равно придется, и именно сейчас, а не после принятия новых норм. Это первое.
А второе — управляющим компаниям и жилтовариществам коммунальщики предъявят к оплате ровно столько кубометров, сколько вошло в дом. И попробуй не оплати.
— Для начисления общедомового потребления есть ограничитель — действующий норматив на СОИ (он не отменен). Поэтому управляющим компаниям и ТСЖ остается гасить потери за счет текущего содержания жилья. Или банкротиться.
В нашем в доме проголосовали за то, чтобы рассчитывать общедомовое потребление по показаниям счетчиков. У нас оно возрастет. И как я жильцам объясню, почему?
В госинспекции пояснили, что участники "круглого стола" в резолюции призвали управление по тарифам принять новые нормативы как можно скорее. Очевидно, чтобы период неопределенности, вызванный решениями судов, был покороче. Пока же, согласно проекту новых нормативов, дата их ввода в действие — 1 июня.
Константин Емешин тоже рассчитывает на скорейшее решение. А сам он обратился в ВЦ ЖКХ с просьбой и в апреле начислять кубы по-старому, а не ставить нули.
— Все посмотрели проект новых нормативов и согласились, что они приемлемые. Мы сошлись на том, что надо их срочно принять и с 1 мая ввести.
А мы один месяц протянем. Как протянем? Мы на правлении приняли обращение к "ВЦ ЖКХ", чтобы в апреле нам начисляли по-прежнему. Мы надеемся, что Госинспекция возражать не будет.
Емешин напомнил, что к старым нормативам на воду было претензий. Но лучше уж такие, чем вообще никаких.
Между тем, решение судов породило еще одну проблему. К нормативам привязаны меры соцподдержки: сколько бы льготник ни вылил воды по счетчику, ежемесячную компенсацию ему рассчитают и выплатят исходя из этого показателя, знает Емешин.
В его доме счетчики не поставили 14 квартир, это для большой девятиэтажки немного. А вот льготников у него — процентов 20. В Барнауле же в целом компенсацию расходов на ЖКХ получают 119 тыс. жителей. Если льготы не ограничивать нормативами (а ограничивать-то нечем!), соцвыплаты придется увеличить исходя из всего потребления, предположил один из собеседников.
И закономерный вопрос: хватит ли на это утвержденных в бюджете сумм? Другой вариант — льготу вообще не предоставят. Нет оснований применить нормативы, которых нет. То есть наши льготники заплатят за воду по полной.
По словам общественника, в ходе дискуссии представитель госинспекции Юлия Хорева пояснила: действие новых нормативов, которые в ближайшее время утвердят, следует распространить на период правовой неопределенности. И, значит, надо будет произвести доначисления всем, кто недоплатил за "время нулей".
Но такие доначисления противоречат законодательству, сказал один из экспертов в беседе с altapress.ru. Если даже это сделают, то с учетом того, что новые нормативы вдвое выше прежних, оплатить эти суммы (горячая, холодная вода плюс водоотведение) сразу за весь "период нулей" для многих жильцов будет проблематично.
Сложности могут возникнуть, опять же, и с компенсациями для льготников. Если распространять новые высокие нормативы на период с 14 марта, то, получается, и компенсации тоже нужно пересчитать и сделать людям доплаты.
В общем, идеального решения тут явно нет. И, честно говоря, непонятно, кто, кроме прокуратуры в судах, выиграл от этого торжества законности.
— Классический пример, когда чиновники, каждый сидя в своем мирке якобы закона, заводят жизненно важную отрасль в тупик.
С 2014 года, когда управление по тарифам утвердило нормативы решением №118, их нормативы критиковали многие.
В управляющих компаниях их считали слишком заниженными — люди начали отказываться от оплаты по счетчикам. Добросовестные жильцы со счетчиками задавались вопросом: зачем они тратились, если без счетчика дешевле?
Но прокуратура края, подавшая иск о признании их не действующими, нашла нарушение не в этом. Главная причина, скорее, формальная: в краевом решении утверждены разные нормативы для домов разной этажности.
В момент утверждения нормативов зависимость нормативов от этажности предусматривали федеральные правила. Но затем они изменились. И ничего не мешало управлению по тарифам внести изменения в свое решение, считали в прокуратуре. Суды с этой и рядом других позиций надзорного ведомства согласились.
Верховный суд РФ 14 марта 2018 года (дело №51-АПГ18-2) и Алтайский краевой суд (26 октября 2017 года) признали недействующим приложение №1 "Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, применяемые для расчета размера платы за потребленные коммунальные услуги населением, проживающим в многоквартирных домах и жилых домах, расположенных на территории Алтайского края".
Это приложение к решению управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 19.11.2014 № 118.