март 25, 2019
В Барнауле работает филиал Сбертеха - это ИТ-компания Сбербанка. Несколько десятков алтайских программистов участвуют в создании крупных ИТ-проектов банка. Среди них, например, сервис «Сбербанк Бизнес Онлайн». Корреспонденты altapress.ru побывали в офисе компании — обычно он закрыт для сторонних посетителей. И расспросили руководителя направления группы разработки Сбербанка Константина Смирнова о вкладе филиала в развитие банковских продуктов.
Константин Смирнов, руководитель направления группы разработки Сбербанка.
Анна Зайкова
- Подразделение Сбертеха в Барнауле появилось в 2012 году. В его состав вошли ведущие программисты, ранее работавшие в Алтайском территориальном банке. Например, я работаю в банке ещё с 1998 года.
В 2011 году в Сбербанке началась масштабная программа централизации ИТ-систем территориальных отделений по всей стране. Раньше в каждом из них использовались свои программные платформы. Это требовало повышенных расходов на сопровождение, замедляло вывод новых продуктов на рынок и усложняло управление процессами.
Требовалось создать единую систему и унифицировать множество бизнес-процессов. Даже по мировым меркам это был очень масштабный и амбициозный проект, который реализовали в кратчайшие сроки - всего за четыре года. В Алтайском банке на тот момент имелась группа сильных разработчиков, способных выполнять сложные задачи для данного проекта. В частности, команда из трёх наших разработчиков занялась миграцией данных по кредитным продуктам для физических и юридических лиц в централизованные системы.
- Сейчас в барнаульском офисе работает 66 специалистов. Около двух лет назад команда практически удвоилась, когда началась работа над новым крупным проектом создания Платформы поддержки развития бизнеса.
Действительно, в тот период к нам перешли люди из некоторых местных ИТ-компаний. В первую очередь Сбербанку и Сбертеху для реализации масштабного проекта требовались высококвалифицированные Java-разработчики. Таких на региональном рынке, к сожалению, немного. Поэтому и возникло ощущение того, что Сбербанк забрал себе много ценных айтишников.
- Один из крупнейших проектов - разработка технологического ядра для «Платформы поддержки развития бизнеса». В этой части Сбербанк, подобно многим другим мировым технологическим компаниям, стремится создать полноценную экосистему для своих клиентов. Можно привести в пример «Яндекс»: началось всё с поисковой системы, а теперь есть «Яндекс.Такси», «Яндекс.Музыка», «Яндекс.Деньги» и многие другие сервисы. Если предлагать рынку лишь один узконаправленный продукт, то велик риск рано или поздно проиграть конкурентную борьбу.
В мире не так много организаций, которые могут создать полноценную экосистему, и мы в Сбербанке гордимся тем, что участвуем в разработке такого проекта. Для этого и создаётся новая технологическая платформа.
В чём заключается сложность для наших разработчиков? С одной стороны, у нас есть автоматизированная банковская система, работающая с транзакциями. С другой - она должна быть тесно интегрирована с другими сервисами экосистемы, в том числе с нефинансовыми. Она должна уметь распределённо хранить и обрабатывать данные, и быть очень надёжной.
- Команды разработки Сбербанка территориально распределены по нескольким городам нашей страны, и барнаульские разработчики и аналитики делают свою часть работы. Например, в Барнауле располагается одна из команд разработки системы дистанционного банковского обслуживания «Сбербанк Бизнес Онлайн».
Еще один из создаваемых продуктов - автоматизированная система предкредитной работы, призванная ускорить процесс продажи кредитов юридическим лицам. Продажа - сложный процесс с множеством условий, подлежащих согласованию с клиентом, а в индивидуальных сделках дополнительно есть масса нюансов.
Новая система позволит автоматически создать индивидуальный договор для конкретного клиента: согласно его пожеланиям сформируется проект договора, а если потребуется внести изменения, то их можно будет сразу сохранить в системе и использовать в дальнейшем, а не корректировать готовый бумажный или электронный документ.
Таким образом, сократятся трудозатраты на этапе подписания договора и повысится безопасность сделки.
- У нас хорошо развита интернет-инфраструктура, поэтому есть возможность на её основе развивать цифровые банковские сервисы. Интернет в Европе хуже, и, при грубом сравнении тарифов, дороже.
В нашей стране спрос на доступ в Сеть стабильно высокий, люди понимают, для чего он им нужен, и готовы за него платить. Я думаю, это наследие хорошо построенной советской системы образования, у граждан большая потребность в получении информации.
Когда в стране 60-70% населения используют глобальную сеть, тот же «мобильный банк» становится вполне рентабельной и конкурентной услугой.
Вот ещё пример: единая система идентификации и аутентификации пользователей, на основе которой работает «электронное правительство» и портал «Госуслуги», была создана в России в 2010 году, и введена в эксплуатацию в 2012 году. В Великобритании же окончание бета-тестирования и запуск аналогичной системы произошел только в 2016 году.
Сбербанк стремится и дальше быть банком, соответствующим реалиям рынка и ожиданиям клиентов.