декабрь 26, 2019
26 декабря 1825 произошла одна из самых громких попыток государственного переворота, которая вошла в историю под названием Восстание декабристов. Попытка окончилась провалом. В наказание часть декабристов отправили в ссылку в Сибирь. Как они там выживали и чем занимались, расскажет altapress.ru.
Лейб-гвардейский конный полк во время восстания 14 декабря 1825 года на Сенатской площади
Василий Тимм, СС0
В Сибирь сослали 124 участника декабристских организации. На каторжную работу отправили 96 человек, а остальных на бессрочное поселение. Подавляющее большинство ссыльных принадлежали к дворянскому сословию. Восемь из них обладали княжескими титулами: их родословная восходила либо к легендарному Рюрику, либо к великому литовскому князю Гедымину, studopedia.ru.
Сибирь для ссыльных стала новым полем для деятельности. Из переписок известно, что они часто сравнивали эту территорию с Североамериканским континентом. Так, декабрист Иван Пущин писал директору лицея Царского села Энгельгарду:
«Сибирь, могла бы отделиться от метрополии (России) и ни в чем не нуждаться - богата дарами царства природы».
Один из идеологов восстания декабристов Никита Муравьев считал, что Сибирь должна быть устроена по примеру Американских штатов, каждый из которых имеет определенную независимость, russian7.ru.
Поселения ссыльных декабристов разбросаны по всей Восточной Сибири: от Березова - до Охотского моря, от границы с Китаем и Монголией - до Якутска и Нижнеколымска. Причем места их жизни постоянно менялись: осужденных перебрасывали из одного места в другое, rosimperija.info. Каторжные работы декабристы отбывали в Благодатском руднике, в Чите и на Петрозаводском заводе.
Николай I стремился к строгому надзору за декабристами и хотел их полностью изолировать. Но с приездом жен декабристов изоляция разрушилась, так как они сохраняли право переписки в отличие от их мужей и писали письма под диктовку узников.
Благодаря женам декабристы имели доступ к новинкам научной и художественной литературы. Они проводили литературные и музыкальные вечера, рисовали. Многие овладевали ремеслом — шитьем, обработкой дерева, рисованием портретов. Бестужев, например, оказался талантливым мастером: он сделал точный хронометр (часы).
Находясь в ссылке, декабристы не оставили борьбу с крепостничеством и самодержавием. Но проводить они ее стали не в радикальной, а просветительской форме. Они видели, что сибирский край богат и перспективен.
Декабристы приступили к организации хозяйств. Тогда и оказалось, что «снискивать пропитание собственным трудом», как им предписали, невозможно без земли. Веденяпин, Абрамов, Лисовский, Бестужевы и другие ссыльные забросали краевые власти и даже императора Николая I письмами с просьбами о выделе им земли. Правительство предоставило декабристам 15-десятинный надел.
Некоторые из них тут же передали свои наделы крестьянам. Декабристы, которые занялись земледелием, показывали местному населению пример грамотной обработки земли. Вся их жизнь и труды проходили среди простых людей: они делили с ними все тяготы жизни, обучая чему-то новому.
Путешественник и потомок шведских дворян Торсон занимался обучением местных жителей грамоте и построил передовую по тем временам машину для молотьбы зерна. Декабрист Завалишин обучал сибиряков культуре земледелия.
Декабрист Андреев построил мукомольную мельницу, а Бечаснов под Иркутском - маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели.
Декабристы познакомили местных крестьян с парниками.
М. Муравьев-Апостол начал сажать картофель. Шаховской занимался опытами по акклиматизации овощных культур. Он даже помогал крестьянам материально, в частности, оплатил недоимку за пострадавших от неурожая.
Муравьева-Апостола удивляло, что местное кладбище не огорожено и по нему ходят домашние и дикие животные. Он организовал людей для создания ограды.
Декабристов также удивляло, что возле домов не растет ни деревьев, ни цветов. Многие из них посадили у домов сады. Декабристы изучали жизнь крестьян, их быт, обычаи, а некоторые из них женились на девушках-крестьянках.
Многие декабристы занимались медициной. Вольф и Бобрищев-Пушкин в Тобольске принимали бесплатно бедняков из города и пригорода, за что пользовались огромной популярностью у населения. Нарышкина давала консультации и снабжала лекарствами простых людей, а Муравье-Апостол старался облегчить положение больных проказой, которые жили в колонии в Вилюйске.
Во XIX веке в Сибири существовало всего три гимназии, а женское и высшее образование отсутствовали. Поэтому педагогическая деятельность декабристов в Сибири имела большое значение. Они открыли школы в Петровском Заводе, Чите, Селенгинске, Минусинске, Ялуторовске, Тобольске, Красноярске, селах Олонки, Урик, Оек, Смоленщина и населенных пунктах.
Декабристы использовали лучшие наработки русской и мировой педагогики. В учебные программы они вводили произведения Пушкина, Рылеева, Крылова, Лермонтова, Шекспира, Байрона, Вольтера, Руссо. Декабристы расширяли кругозор учеников, развивали самостоятельность мышления и независимость убеждений.
Среды декабристов, их друзей, а впоследствии и их детей образовалась сибирская интеллигенция.
Анна Карпова