февраль 28, 2022
25 февраля прошла очередная сессия Алтайского краевого Заксобрания. В повестке важные вопросы – корректировка краевого бюджета, возврат выборности глав муниципалитетов, создание округа, строительство на землях сельхозназначения, отлов бездомных животных и многое другое. Подробности о том, как прошла февральская сессия — в репортаже altapress.ru.
Сессия АКЗС.
Дмитрий Лямзин
Поощрять отличившихся в той или иной сфере жителей Алтайского края – хорошая традиция АКЗС.
Перед началом работы шестой сессии председатель Заксобрания Александр Романенко вручил федеральные награды медицинским работникам региона.
Среди них врачи, медсестры и руководители городских и районных больниц.
Кроме того, почетной грамотой Совета Федерации за большой вклад в реализацию социально-экономической политики награжден генеральный директор «Сетевая компания «Алтайкрайэнерго», руководитель фракции «Единая Россия» в АКЗС Сергей Приб.
Важным вопросом повестки февральской сессии стала корректировка краевого бюджета, которая связана с поступлением дополнительных средств из федерального бюджета и привлечением остатков, сложившихся на начало 2022 года.
Как сообщил министр финансов Алтайского края Данил Ситников, доходы краевого бюджета выросли на 3,4 млрд рублей и составляют теперь 144,4 млрд рублей. Расходы увеличены на 18 млрд рублей – до 169,3 млрд рублей. Важный факт: половина дополнительной расходной части – более 9 млрд рублей – будет направлена в районы края.
Наибольший объем средств (5,1 млрд) пойдет на реализацию краевой инвестиционной адресной программы, мероприятия по капремонту социально значимых объектов, а также выплаты по сертификатам детям-сиротам (600 млн рублей).
2 млрд рублей составят дотации на сбалансированность бюджетов районов и городских округов. Еще 1 млрд дополнительных средств районы получат в виде субсидий на зарплату.
Краевые депутаты поддержали корректировку бюджета сразу в двух чтениях.
— 18 млрд рублей были предложены для перераспределения в виде дополнительных расходов. Я сразу скажу, что теперь все разделы бюджета увеличатся, но значительнее всего это произойдет по образованию и капитальным ремонтам. Мы также значительно поможем органам местного самоуправления, в том числе в виде чистой финансовой помощи в размере 3,5 млрд рублей.
Депутаты в первом чтении поддержали законопроект о вариативном порядке избрания глав городов и районов.
Суть предложения в следующем: дать возможность муниципалитетам самим решать, как будут выбирать главу — назначением по конкурсу, избранием из числа депутатов или прямым народным голосованием.
Решение в каждом конкретном случае будут принимать представительные органы местного самоуправления. Сейчас в муниципальных районах Алтайского края преимущественно действует двухуровневая система управления. Главы в сельских и городских поселениях избираются на прямых выборах, главы районов и городских округов — по итогам конкурсов.
Подавляющее большинство депутатов всех фракций в АКЗС проголосовало за законопроект.
Как рассказал заместитель председателя АКЗС, председатель комитета по правовой политике и местному самоуправлению Денис Голобородько, законопроект будет направлен в муниципалитеты, чтобы получить отзывы и предложения с мест.
«Чтобы при всех способах организации власти сохранить прямую связь с населением, мы предлагаем установить вариативность, дать возможность городам и районам самим определиться с вариантом избрания главы. Перед вторым чтением мы направим законопроект на территории, изучим все предложения», - прокомментировал депутат.
В ходе сессии депутаты приняли изменения, касающиеся оборота земель сельхозназначения.
Еще в 2021 году на федеральном уровне была принята норма, разрешающая фермерам строительство, реконструкцию и эксплуатацию жилья на земельных участках самого КФХ.
Эти жилые дома должны использоваться хозяйствами для осуществления своей деятельности. Федеральная норма вступает в силу с 1 марта 2022 года. Теперь она отражена и в региональном законодательстве.
После вступления закона в силу алтайские фермеры смогут строить и эксплуатировать жилые дома на землях сельхозназначения. Эти дома будут входить в имущество крестьянско-фермерского хозяйства.
— На некоторых землях сельхозназначения есть оставшиеся от бывших колхозов и совхозов так называемые бригадные дома. В законе есть норма о реконструкции домов. Фермер может реконструировать оставшийся дом и использовать его как жилой.
На февральской сессии депутатам необходимо было рассмотреть инициативу Чарышского района, который решил стать муниципальным округом.
Это подразумевает ликвидацию сельсоветов и централизацию управленческих функций. Глава района Александр Ездин в своем выступлении подчеркнул: данный процесс уже идет.
С 2017 года здесь создали централизованную бухгалтерию, единую службу жизнеобеспечения, перевели часть полномочий сельсоветов на районный уровень.
В Чарышском районе работает муниципальная транспортная организация, обслуживающая внутрирайонные маршруты.
Что же касается сельсоветов, то в трех из девяти имеющихся нет постоянных глав. Кадровый голод назревает еще в двух сельсоветах.
— Мы не от хорошей жизни к этому решению обратились — это наша боль. Мы уже живем в условиях муниципального округа — у нас нет кадров, которые бы были действительно профессиональными. Я живу в Чарышском районе уже 30 лет. Скажите, я враг своему району? Я хочу, чтобы вы нас услышали. Мы идем на это осознанно.
Сельсоветов в Чарышском районе больше не будет, как и сельских депутатов. Большую часть оставшихся функций передадут в район. По словам Александра Ездина, на месте сельсоветов будут работать территориальные отделы, в которых местные жители смогут получить, при необходимости, справку или консультацию.
Ранее о своем решении стать муниципальным округом объявил Залесовский район. В марте подобная инициатива будет рассмотрена по Суетскому району.
При этом краевые депутаты выступают против повсеместного использования данной практики в отношении других территорий.
На прошедшей сессии депутаты выступили за пересмотр системы финансирования отлова бездомных животных. Ранее сумма на исполнение этих полномочий для каждого из муниципалитетов края устанавливалась раз в год.
Теперь разрешено перераспределение средств этой субвенции несколько раз в течение года.
Как отметил Сергей Серов, предложение связано с тем, что не все муниципалитеты Алтайского края эффективно используют средства, выделенные на отлов бродячих животных.
Так, в 2021 году на эти цели из краевого бюджета было выделено 16 млн рублей, а фактически израсходовано 11,9 млн рублей.
Кроме того, число бродячих животных в муниципалитетах может динамично меняться в течение года.
Перераспределение субвенции за счет территорий, где потребность в отлове уменьшилась, поможет более эффективно использовать бюджетные средства.
В ходе сессии депутаты до 24,9 млн рублей увеличили расходы на отлов и содержание собак (первоначально на 2022 год было запланировано 16,6 млн руб.).
Стоимость услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на 2022 год, согласно приказу краевого управления ветеринарии, была увеличена на 9,1%.