ноябрь 2, 2023
Подшипники — одни из важнейших деталей любого механизма. Они обеспечивают вращение валов и осей с минимальным трением. Правильный подбор напрямую влияет на работоспособность и ресурс оборудования. Чтобы подобрать оптимальный вариант, нужно разбираться в их классификации и видах. Давайте разберемся, на какие типы делятся подшипники, в чем их отличия и особенности применения.
Подшипники.
Фото: ru.freepik.com, автор fanjianhua.
В первую очередь подшипники разделяют на две большие группы:
Качения. В них контакт между неподвижным и вращающимся кольцом осуществляется через роликовые или шариковые элементы. Благодаря этому сила трения значительно меньше, чем в подшипниках скольжения.
Скольжения. Здесь вращающиеся поверхности контактируют напрямую, без промежуточных элементов. Из-за большей площади трения требуется смазка для уменьшения нагрева и износа.
Давайте подробнее разберем достоинства, недостатки и особенности применения этих двух основных типов.
Главное преимущество подшипников качения — значительно меньшее трение и более длительный срок службы.
Основные достоинства:
К основным недостаткам относятся:
Подшипники качения целесообразно применять в узлах, работающих на невысоких и средних оборотах с относительно небольшими нагрузками.
Подшипники скольжения обладают следующими характеристиками:
Плюсы:
Минусы:
Подшипники скольжения наиболее эффективны в мощных тяжелонагруженных узлах, работающих на высоких оборотах: турбины, центрифуги, шпиндели станков. Их также часто используют в двигателях внутреннего сгорания для опор коленчатых и распределительных валов.
Рассмотрим более подробно основные разновидности подшипников качения, их конструкцию и особенности применения.
Самый распространенный тип — простая и надежная конструкция. Между внутренним и наружным кольцом располагаются шарики, разделенные сепаратором на отдельные гнезда.
Основное применение — вращающиеся валы, работающие на невысоких и средних оборотах. Используются повсеместно в различном оборудовании и механизмах.
Вместо шариков между кольцами устанавливаются цилиндрические или конические ролики. Площадь контакта больше, соответственно, выше грузоподъемность.
Применяются в высоконагруженных узлах с вращением вокруг одной оси. Используются также в линейных подшипниках для возвратно-поступательного движения.
Вместо роликов — тонкие иглы маленького диаметра, часто без сепаратора. Обеспечивают минимальное трение, подходят для высокооборотных механизмов. Используются в приборах точной механики.
Кроме перечисленных, существует множество различных конструкций с отличительными особенностями:
Также подшипники отличаются конструктивным исполнением: открытые, закрытые, с уплотнениями, смазываемые, несмазываемые и так далее.
При выборе подшипников необходимо учитывать:
Грамотный подбор с учетом всех нюансов позволит подобрать оптимальный вариант, который прослужит долго и надежно в заданных условиях эксплуатации.