январь 17, 2024
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) оценили продажи а/м с пробегом за 2023 г. на основе данных регистраций. Успех первых трех кварталов позволил рынку вырасти до 6,64 миллионов «штук» — плюс 21,2% или 1,2 миллиона сделок. Однако последние четыре месяца его объем снижался — с 647,1 тысячи а/м в августе до 507,6 тысячи в декабре. Причем декабрь относительно ноября для марок из топ-20 оказался особенно провальным, а лидирующая Lada потеряла более 10 тысяч сделок. Тем удивительнее было наблюдать, как в этот же период продолжали расти перерегистраций «китайцев», которые в целом за год прибавили почти в 2 раза (+45%). 27,3% российского пробежного рынка по итогам 2023 года заняли японские авто, 23,6% — отечественные, 14% — немецкие, 13% — корейские, 7,2% — американские. В 2024 году рынок скорее всего ждет стагнация или даже падение до 6-6,5 миллионов «штук».
Автомобили на дороге.
Фото: ru.freepik.com, автор rawpixel.com.
Первые восемь месяцев 2023 года рынок автомобилей с пробегом рос воодушевляющими темпами. В августе, несмотря на сезон отпусков, количество перерегистрации легковых автомобилей оказалось рекордным за последние годы — 647,1 тысячи «штук». В 2023 году сегмент машин с пробегом мог бы увеличится более чем на 30%. Однако в правительстве был принят закон о внеплановом повышении утилизационного сбора, который ожидали только в 2024. Вместе с этим, опасаясь вторичных санкций Запада, ввела новые ограничения экспорта Япония, затем Корея. Жестче стали контролироваться поставки машин через Казахстан. В целом ввоз машин с пробегом постепенно снизился с июльских 50 тысяч «штук» в 2-2,5 раза. Всю осень и декабрь число перерегистраций сокращалось. А итог года не так хорош, как предполагалось ранее — всего 6,64 миллиона сделок (+21,2%).
Так или иначе, топ-20 самых часто перепродаваемых марок остался без изменений. Lada улучшила годовой результат до 1,57 миллиона «штук». Но прирост оказался заметно ниже рынка (+14,7%). Особенно сильно, более чем на 10 тысяч автомобилей в месяц, снизились продажи декабря относительно ноября. Дилеры наполнили склады и стали отдавать машины с дисконтом. Похоже, что, как и хотели в Тольятти, клиенты марки стали оказывать больше внимания сегменту новых машин. Пока из 26,6% рынка (1,77 млн а/м), которые сохранили за собой все российские марки, 23,6% принадлежит «Ладе».
Рыночная доля японских брендов составила 27,3% рынка (1,81 млн а/м). Это примерно столько же, сколько и год назад (26,9%). Однако, если посмотреть на результаты декабря, то у «японцев» уже заметно снижение продаж (25% рынка). Причем, если в последнем месяце 2022 года у нас было продано 146 тысяч машин из этой страны, то в декабре 2023 года – уже 128 тысяч а/м. В то же время Toyota (715,6 тысячи сделок) наверняка еще долго сможет сохранять место лучшего иностранного бренда, слишком велик ее отрыв от остальных. Чем не может похвастать Nissan (330 тысяч а/м), который вскоре рискует потерять место в пятерке лучших. Honda (208 тысяч а/а), Mitsubishi (167 тысяч а/м) и Mazda (145 тысяч а/м) изначально не претендовали на роли лидеров, но их машин очень много на вторичном рынке, и в топ-20 они держаться уверено. А вот Subaru (61 тысяча а/м) и Suzuki (58 тысяч а/м) все больше рискуют остаться за рамками рейтинга.
С «корейцами» (866,1 тыс. а/м, 13% — доля рынка) этого пока не произойдет. Kia и Hyundai продолжают делить свой сегмент примерно поровну. Машины этих стран, несмотря на запреты, массово продолжали возить через Киргизию.
В свою очередь автомобили Германии (931 тыс. а/м, доля рынка — 14%) наша страна продолжает получать по большей части через Белоруссию. Но большинство сделок с машинами марок из этой страны происходит благодаря тому, что в прежние годы они массово выпускались в России. На Volkswagen пришлось 294,3 тысячи перерегистраций, на BMW — 195 тысяч, Mercedes-Benz — 172 тысячи, Opel — 132 тысячи, Audi — 117 тысяч.
За счет достижений прошлых лет пока сохранили популярность также Renault, Chevrolet, Ford, Skoda и Daewoo. Но их провалы декабря тоже едва ли могут внушать оптимизм.
Тем удивительнее было наблюдать, как в этот же период продолжали расти перерегистрации «китайцев». В декабре у некоторых брендов прибавка составила 40-45%. LiXiang, Hongqi и Omoda прибавили в декабре больше 40%. Динамика продаж JAC и Kaiyi составила 30-31%. На 20-27% больше покупателей получили в декабре Voyah, Tank, BYD, Exeed и Changan. Всего за 2023 год новых владельцев нашли 145,6 тысячи автомобилей с пробегом из Поднебесной, почти в 2 раза больше, чем годом ранее (+45%). Если в декабре 2022 года общая доля «китайцев» на рынке АСП составляла 1,8%, то в ноябре 2023 — 2,5%, а в декабре 2023 — 2,7%. Драйверами роста выступили наполненность сегмента новых машин и факт того, что все больше «китайцев» проходит через автосалоны, где дилеры при продаже машин этой страны стали получать более весомые поддержки, чем при реализации любых других автомобилей.
В 2024 году можно ожидать дальнейшего роста продаж подержанных китайских машин. С учетом быстрой наполняемости сегмента новых автомобилей мы наверняка увидим не менее 200 тысяч перерегистраций. Тем не менее, в пятерке стран лидеров Поднебесную ждать пока не стоит — слишком велики еще объемы «живых» автомобилей других стран, которые уверенно продавались в России предыдущие 30 лет. При этом, если не случится существенного снижения ставки рефинансирования и кредиты не станут более доступными, вторичный рынок в лучшем случае ждет стагнация, в худшем — падение до 6-6,5 миллионов «штук».
Источник данных — регистрации а/м от компании Автомаркетолог.