Осуждённый, встаньте!

январь 10, 2024

Сложно встретить человека, который не беспокоился бы о том, что о нём подумают другие. Нам важно мнение других: что скажут, как оценят… Чего именно мы боимся? Обычно осуждения.

Осужденный-встаньте.
img.goodfon.ruwallpaper

По своему закону

В этот момент хочется провалиться сквозь землю или, напротив, активно доказывать, что ты не такой, как о тебе говорят, или начать оправдываться, стараясь добиться понимания, объяснить. И при этом мы часто сами осуждаем других. Даже если не хотим. Отчего это происходит?

У всех нас представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, есть своя система оценок, на которую мы опираемся, это нормально. Но именно этот юридизм делает возможным осуждение: я знаю, как правильно, я соблюдаю «закон», а ты этого не делаешь. Это своего рода самоутверждение даёт основание считать себя лучше других, тех, кто «нарушает закон».

Должен – значит можешь

Логика юридизма рождает миф о том, что другой человек может и должен вести себя иначе. Вот сосед опять кричит на жену, какой же он злой и агрессивный. А она опять замерла и молчит, ни себя, ни детей защитить не может. А этот опять напился, хотя обещал бросить. А эта лебезит и выслуживается перед всеми, скользкая особа, которой нельзя верить…

Все эти суждения рождаются из уверенности, что другой человек мог бы вести себя (думать, чувствовать) иначе, но не делает этого. Поэтому он плохой. А я так не поступаю, значит, я лучше.

И вроде бы внешне требования благообразны и хороши, ведь они базируются на объективной истине. Например, я считаю, что муж не должен кричать на жену и детей, поэтому осуждаю соседа. Но при этом не задумываюсь, почему он это делает. Возможно, он пришёл домой уставший, голодный, а жена начала что-то требовать, в какой-то момент его охватил гнев и он уже не мог сдержаться. Требовать в таком состоянии от человека спокойствия и выдержанности бесполезно, наверняка каждый по себе знает, как сложно остановиться, когда тебя «несёт».

Поэтому сказать, что человек в таком состоянии может вести себя иначе, нельзя. Не может. Принять эту мысль сложно. Хочется думать, что человек (и я сам) много что может, иначе как жить? Да, человек действительно много что может – летать в космос, проводить сложнейшие операции, изобретать, писать прекрасную музыку… Но при этом не может бросить пить, кричать на близких и… перестать осуждать.

Логика болезни и исцеления

Логике суда и закона можно противопоставить логику болезни и исцеления. Врач не осуждает пациента за его болезнь (в норме), а сочувствует и лечит. Болезнь – не вина, а беда. Вот человек всех ненавидит, все у него враги. А потом узнаёшь, что его в детстве били, он жил в постоянном страхе. И уже взрослый он ото всех ждёт подвоха и нападения, потому что другого отношения просто не встречал. Как можно за это осуждать? Человека можно только пожалеть. Это не значит, что можно оправдывать ужасные поступки. Нет, но осуждая, мы требуем, чтобы человек поступил иначе. А это не факт.

Осуждение другого всегда неверно. Потому что никто никогда не может знать, что происходило и происходит в душе того, кого осуждаешь.

Лев Толстой.

Добиться высшей правды

Общее и непреложное правило: если столкнулся с осуждением тебя, испытай свою совесть: может, есть за что? Если осуждают незаслуженно, а тебе важно оставаться в мире с этим человеком, постарайся объясниться. Не принято объяснение – утешайся тем, что твоя совесть чиста. А если понимаешь, что всё заслуженно, то надо попросить прощения, постараться исправить то, что неисправно.

И ещё. Все недоразумения, осуждения с родными, близкими и дальними, происходят от того, что мы хотим добиться как-то своей сермяжной правды и справедливости. Такое «правдорубство» порой ничего кроме чувства досады не вызывает, потому что за ним стоит, как правило, желание говорить ту «правду», которая будет неудобна, неприятна окружающим. А ведь высшая правда – мир, тишина и спокойствие между людьми.

Осуждать можно и нужно, но не человека, а его поступок. Как это сделать на практике? А просто надо заглянуть внутрь самого себя. Каждый сам себя очень сильно любит. И при этом часто ненавидит поступки, которые совершает. Но это не приводит нас к искренней ненависти и отрицанию самого себя как такового. И если быть честным по отношению к самому себе, то дела человека и саму личность легко разделить.

Елена Владимирова.