июнь 20, 2024
На конференции, посвященной пространственному развитию территории, показали несколько удивительных проектов, где простаивающим производственным зданиям дают новую жизнь, а действующие – наполняют новыми смыслами. Подробнее о том, как это влияет на города – в материале altapress.ru.
Визуализация кампуса Большой ивановской мануфактуры.
bim-iv.space
Иваново из «города невест» скоро превратится в город-кампус. Именно им станет комплекс культурного наследия Большая ивановская мануфактура, который находится в самом центре.
Местные называют памятник Ивановским кремлем – краснокирпичные индустриальные корпуса вытянулись вдоль набережной Уводи. Советник губернатора области и гендиректор «Центра территориального развития София Познанская отметила, что именно с него началась история города – как в случае с барнаульским Сереброплавильным заводом.
Корпуса мануфактуры отреставрируют и приспособят для новых функций, а также достроят ряд зданий.
На территории проекта расположатся современные общежития для 2,5 тысячи студентов, образовательный центр и технопарк с лабораториями и коворкингом, многофункциональные пространства с публичной библиотекой и сервисной инфраструктурой, а также технопарк.
48 тыс. кв. м – площадь учебных помещений и общежитий, где поселят 2,5 тыс. студентов.
Проект кампуса выходит за образовательные и эстетические цели. Он работает на общее развитие города.
Воплощают задумку сразу по двум проектам комплексного развития территорий. Первый касается непосредственной реставрации и преобразования мануфактур, второй – строительства жилищного комплекса площадью 196 тыс. кв. м.
«Мы два года вместе с Уральским юридическим университетом прорабатывали правовую финансовую модель. В контур КРТ, по инициативе правительства, погружено государственно-частное партнерство. Получился формат концессии, куда заложена реализация гранта министерства науки и образования, - объяснила София Познанская. - Это беспрецедентная история реставрации индустриального здания культурного наследия корпорацией и государством. Так мы создаем межуниверситетский кампус мирового уровня».
Пользоваться ресурсами площадки смогут шесть университетов и два научно-исследовательских института Ивановской области, которые объединились в консорциум.
Вместе с командой Сколково они разработали стратегию развития науки и высшего образования в Ивановской области до 2030 года и междисциплинарную программу. И определили три ключевых направления: новые материалы в текстильной промышленности, дизайн и цифровое проектирование одежды; урбанистика: преображение и развитие малых городов.
«Как видите, кампуса еще нет, но процессы идут. Мы уже многое делаем в сфере культуры, искусства, многое сделали для магистерских программ», -заключила София Познанская.
Закончить работу над кампусом, по планам, должны до конца 2027 года.
О примерах иной судьбы невостребованных промышленных зданий (не обязательно памятников), на конференции упомянул Степан Земцов, директор центра экономической географии и регионалистики ИПЭИ РАНХиГС.
Он рассказал о проекте инновационного кластера «Иннокам» в Татарстане.
«Там на невостребованных площадках будут создавать индустриальные парки и сдавать их в пользование, например, предприятиям-смежникам автозаводов, - объяснил Земцов. – После введения санкций такая практика позволила КАМАЗу быстро перейти к импортозамещению».
О некоторых преображениях работающих предприятий и отношении к ним жителей городов рассказала Анна Пьянкова, исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Биеннале – культурное событие, которое проходит раз в два года. Оно включает выставки с участием международных художников, театральные постановки, научный симпозиум, обширную образовательную программу.
Этот проект с 2010 года исследует индустриальность как наследие и актуальную практику регионов, рассказывая о об этом через язык современного искусства. Он разворачивается в невыставочных пространствах индустриальных городов, чаще всего – в малых.
Обычно биеннале проходит на заводах – и опустевших, и действующих. Основной упор делают на центральной выставке. Также есть стратегическая программа, где художники начинают сотрудничать с производственными площадками. Так происходит диалог промышленности и искусства: художники создают эффектные арт-объекты на заводе из его же изделий.
Действуют и индустриальные арт-маршруты: в поездках жителей знакомят с их наследием. В общем, проект активно внедряет идею промышленного туризма.
«Для нас в 1990-е годы это была территория, закрытая от горожан. Всегда было желание открыть ворота и позволить людям пройти туда и увидеть за счет чего город живет», - отметила Анна Пьянкова.
По ее словам, проект увеличил внимание к городам Урала и даже начал влиять на турмаршруты.
Например, он заново вызвал интерес к поселку Сокол в Свердловской области. В разные годы здесь располагались санаторий НКВД, военный госпиталь, секретная Лаборатория Б, где проводили радиационно-биологические исследования.
Здесь открыли постоянную выставку об истории первого атомного проекта «Звенящий след», а также запустили аудиоспектакль «Сунгуль. Повесть о прошлом» по воспоминаниям сотрудницы той самой лаборатории. Сейчас это 94-летняя жительница Новосибирска, но тогда это была 23-летняя девушка, приехавшая на Урал «создавать атомную бомбу».
Другой интересный проект – художники создали «сад камней» в выведенном из производства Березовском карьере в Челябинской области. Это 250 зеркал, установленные на уступах и стенах карьера, который медленно заполняется водой (того требует технология).
В 2023 году и вовсе запустили всероссийский проект «Ночь заводов».
«В Калининграде впервые открыли для культурных проектов вагоностроительный завод, за ночь туда пришли 2 тыс. человек. Это было закрытое место для горожан в центре города, - рассказала Анна Пьянкова. – Мы будем ждать участников акции на Алтае».
Бывший сереброплавильный завод в Барнауле планируют развивать в околокультурном ключе.
Концептуально это будет напоминать креативные пространства в Центральной России. Например, московский дизайн-завод «Флакон», где с 2009 года живут творческие студии, рестораны, культурно-образовательные площадки.
Сейчас реконструкции и приспособления «Спички», которая должна стать самостоятельным и самоокупаемым комплексом.
, во второй плавильной фабрике планируют открыть фуд-холл с 30 концепциями.
Местом для отдыха станет и территория завода: авторы планируют подчеркнуть достоинства природного ландшафта, сделать пространство безопасным и красивым. У берега Барнаулки здесь появится набережная.
«Если удастся все реализовать, хотели бы также сделать фуникулер на гору, - Евгений Ракшин. - Таких аттракционов у нас нет, надеюсь, и это тоже будет привлекать горожан к территории. Тем более, такой фуникулер сможет объединить прогулочную зону улицы Мало-Тобольской, парка Центрального района, сереброплавильный завод, Нагорный парк и набережную Оби».
Пока проект еще находится в «бумажной» стадии, скоро итоговая концепция будет готова к общественным обсуждениям. По крайней мере, на это надеются сам инвестор и мэр города Вячеслав Франк.