июль 11, 2024
Всего 2,5 часа полета – и вы окажетесь в Алматы, зеленом мире Тянь-Шанских вершин, велодорожек и освежающих фонтанов. Что посмотреть в городе и чем похожи на Америку его окрестности, как сделать селфи с Виктором Цоем, за какими яблоками стоит охотиться и почему Алматы поражает – расскажем в материале altapress.ru.
Алматы. Кок-Тобе
Екатерина Карзова
Так как в Алматы мы были впервые, то и посещали самые громкие и известные места.
На эту небольшую гору, которая находится рядом с монументальной гостиницей «Казахстан», поднялись на кресельном подъемнике. С нами в кабинке сидел гость города, который сильно опаздывал в аэропорт, но не мог перед отъездом не побывать здесь.
Канатная дорога проходит от центра города прямо над коттеджами. Подняться на гору и спуститься можно также на автобусе.
Наверху, помимо смотровых площадок и кафе, находится небольшой парк развлечений для детей и зоопарк.
5 минут на подъемнике стоят 3 тыс. тенге – около 600 рублей. Дороговато в сравнении с подъемником Медео-Чимбулак, где «туда-обратно» можно проехать за 4 тыс. тенге, а путь в одну сторону занимает не меньше 15-ти минут.
Но вид на заснеженные вершины эту цену оправдывает.
1691 метр над уровнем моря – вот на такой высоте находится спорткомплекс Медео. Мы мечтали прокатиться там на роликах. Или даже на обычных коньках – по данным СМИ, летом здесь есть и такое развлечение.
Но, увы, в тот день проводили фестиваль автозвука: посреди стадиона стояли машины и гремели своими сабвуферами на всю округу.
Мы пошли мимо и начали подниматься к селезащитной плотине по знаменитой лестнице. 842 ступени. Примерно на половине пути нам встретилась зона отдыха с колоннами. На одной была выцарапана небольшая надпись «Ильяс здесь сдох». Ильяс, мы тебя понимаем.
Поднявшись на плотину, полюбовались видом на горы и уходящий вверх подъемник. Электрокар за 1 тыс. тенге подкинул нас на курорт Чимбулак – один из самых высокогорных в мире. В СССР это была главная тренировочная база для лыжников.
Сейчас это современный курорт, где можно провести ночь, покататься на лошадях, отправиться в поход дальше в горы
Пообедав в кафе-пекарне с чеком, сопоставимым с барнаульскими кофейнями (то есть, дешевле, чем на Манжероке), отправились на кресельный подъемник, чтобы попасть на верхнюю станцию.
Сотрудники точно определили, что мы не местные по легкой летней одежде. На высоте 3,2 тыс. метров нас ждал ветер и температура воздуха +16 градусов (в самом Алматы в это время зной и +35).
Наверху можно отогреться в кафе, но лучше не совершать наших ошибок и взять с собой что-нибудь теплое. Насладиться видами, увы, не получилось: все заволокло тучами.
В этом месте торгуют с XIX века. Вид его особенно нас не удивил – обычный рынок. Зато здесь можно перепробовать казахские продукты: баурсаки, курт, деликатесы из конины и баранины, кумыс, айран и шубат (напиток из верблюжьего молока) и многое другое.
А еще здесь продают апорт – легендарный сорт красных и сладких яблок, которыми славится Алматы.
Также на прилавках миллион видов корейских салатов. Есть и несъедобные товары: тут мы, например, пополнили свою коллекцию традиционных головных уборов.
В Казахстане попробовали Lay's со вкусом бешбармака. Действительно отдаленно напоминал бульон.
Одна из крупнейших мечетей страны. Не старинная – сдали ее в эксплуатацию в 1999 году. Место хотя и указано в путеводителях, но не очень туристическое.
Например, в Кул-Шарифе в Казани под потолком есть специальный мостик для туристов, чтобы они могли оценить внутреннее убранство. В Алматы мы смогли увидеть лишь то, как выглядит небольшой женский зал.
Украшено все весьма скромно, с тонким шиком: белые каменные стены и узорчатые панно.
Один из старейших и крупнейших музеев Казахстана. В его коллекции около 300 тысяч единиц хранения. Все они об истории страны – от динозавровых времен до запуска алматинского метрополитена.
Больше всего здесь интересно было узнать, что за золотой воин с пугающим пустым черным ликом иногда появляется на билбордах и венчает стелу на площади Независимости.
В 1970-х в 50 км от Алматы нашли древнее захоронение молодого человека, который умер более 2 тыс. лет назад. Его одежда истлела, зато прекрасно сохранились многочисленные бляшки, которыми она была обшита. Всего их было около 4 тыс.
На головном уборе были четыре стрелы, означающие четыре стороны света и принадлежность к местной знати. Погиб человек от удара клинка в спину.
В алматинском музее представили лишь копию костюма. Оригинал хранят в Астане.
На международном агрегаторе туров и экскурсий заказали однодневную поездку за город. За 27 тыс. тенге с человека (5 тыс. рублей) посетили несколько волшебных мест.
Среди них – жемчужина Тянь-Шаня: озеро Кольсай. Лес, сине-бирюзовая вода и горы – очень красиво. И, к сожалению, шумно: здесь постоянно кричат «свободные катамараны».
Уйти от шума можно пешком по береговой линии – для удобства и безопасности она оборудована деревянными мостиками. Также здесь предлагают взять напрокат лошадь и прогуляться по округе. Либо провести ночь в туркомплексе.
Второе потрясающее место – пустынный Чарынский каньон. Мы прошли его небольшую часть под говорящим названием «Долина замков». Нас окружали огромные скалы из осадочных пород, напоминающие древний мегаполис.
Интересно, что этому месту - 12 млн лет. Каньон – близкий родственник американского Гранд-каньона.
Мы пробыли здесь всего дня четыре, но и с первых часов было очевидно, что захотим вернуться. И не только потому что еще не все посмотрели, просто в Алматы очень приятно находиться.
Невероятное зеленое море. Прогуливаясь по некоторым аллеям, по бокам мы видели только первые этажи домов и крыши – настолько листва все перекрывает. Тень от нее при +35 градусов суховатого воздуха здесь, мягко говоря, очень кстати.
В одном кафе разговорились с уроженцем города, живущим за океаном. Поделился: очень грустит от того, что деревьев в городе стало вдвое меньше.
«Вдвое меньше?!» - переспросили мы и попытались представить, какие в Алматы раньше были джунгли. К сожалению, это богатство успело порядком постареть: ежегодно в городе вырубают тысячи аварийных деревьев.
Город находится в предгорьях Заилийского Алатау, северо-западе Тянь-Шаня, поэтому природных достопримечательностей в округе предостаточно.
«Проехал Алматы, весь город, на арендном велосипеде и электросамокате по выделенным полосам – в Москве такого не сделаешь», - директор центра экономической географии РАНХиГС Степан Земцов.
И не обманул. Этими дорожками изрезан весь город. Этим, например, хорошо пользуются доставщики еды, работающие на велосипедах и скутерах.
Пешеходы и самокатчики друг другу не мешают. Мамы с колясками не выходят на выделенную полосу. Потому что на своем тротуаре не встречают ни выбоин, ни плитки, которые, как говорят наши архитекторы, могли бы устроить ребенку сотрясение мозга.
Без них, как и без деревьев, было бы физически трудно находиться в городе летом. Вода в доступе в любом виде: обычные помпезные фонтаны, оставляющие на прохожих брызги при дуновении ветерка, пешеходные фонтаны на аллеях, арыки (к сожалению, не все работают). И просто поливалки для газона, вокруг которых можно побегать, если становится уже совсем душно.
Мы увидели даже пешеходный «туманный» фонтан: по сути, это огромная система, которая увлажняет воздух на отдельно взятой площади. Тут легко представить себя ежиком из мультфильма Норштейна.
А еще вечером и ночью большинство фонтанов светится. Красиво. К слову, летом Алматы оживает с наступлением темноты: горожане с удовольствием прогуливаются по прохладным улицам, слушают музыкантов и сидят в кафе.
Кстати, о кафе. Здесь они на любой вкус и на каждом углу. Очень красиво оформлены, почти у каждого есть летник. Многие довольно старые – логотипы гордо показывают, что заведения открыты в 1990-х.
В крупных супермаркетах есть гастрозоны, где можно перекусить купленными продуктами или готовыми блюдами.
Прогуливаясь по аллеям, купили у уличного продавца огромную ежевику. Сколько стоила, не вспомним. Но она была настолько дешевой, что за кошельком потянулись, не задумываясь.
В центре города необычные монументальные здания 1940-1970-х годов. Потрясает, как архитекторы экспериментировали с обычными бетонными блоками и стеклом. Всем этим проектам посвящено немало книг и путеводителей.
Интересно, что даже хрущевки нередко отштукатурены и выкрашены в светлые цвета. Блоки кондиционеров на их стенах закрывают одинаковые корзины – такие, например, в Барнауле устанавливают только на новостройках. Здорово убирают с фасадов визуальный шум.
По городу блуждают электробусы и электрокары. Есть даже метро с красивыми павильонами. Правда, всего одна ветка и несколько вагонов: ждать свой нужно долго. От 6 до 12 минут.
Электротранспорт – одна из мер, которой пытаются улучшить экологию в городе. К сожалению, она далеко не идеальна. Алматы находится в низине, закрытой горами, поэтому все время окутан смогом.
Скорее всего, у города есть проблемы с пробками, но мы, к счастью, оценить их не успели.
По новому генплану, здесь должны ограничить въезд транспорта и создать на окраинах пересадочные узлы на общественный и арендованный транспорт. .
Мы обошли все банкоматы, которые только встречали в торговых центрах, нашли даже автомат «быстрые займы». Но ни один не хотел обслуживать карту «Мир». Спасение ждало нас в банкомате ВТБ – отделений, где они есть, в городе всего два. Берите побольше налички.
Самолет Новосибирск-Алматы к вашим услугам. Если покупать сейчас, августовские билеты стартуют от 11 тыс. рублей в одну сторону. Время полета – 2,5 часа.
Но прочувствовать всю романтику путешествия может помочь поезд Новосибирск-Алматы, Новосибирск-Бишкек или Новосибирск-Ташкент. Ехать из Барнаула 1,5 суток. Цена места в купе – от 10 тыс. рублей.