июль 15, 2024
В наши дни смартфоны доступны каждому человеку, а отсутствие мобильной связи, скорее, исключение из правил. Но с распространением телекоммуникаций в разы возросло количество мошенников, которые пытаются нажиться на клиентах телефонных компаний. билайн на встрече с журналистами обсудил тему безопасности в телекоме и предотвращения мошенничества с помощью новых технологий.
Максим Шарков, директор Восточного региона билайн.
Фото предоставлено компанией «ВымпелКом».
Сегодня мобильная связь — это незаменимый атрибут нашей жизни. Коммуникация с коллегами, общение с друзьями, услуги компаний, не выходя из дома — она экономит наше время и существенно облегчает быт. И конечно, такой благоприятной лазейкой не могли не воспользоваться «темные силы», которые злоупотребляют мобильной связью, — с этих слов начал встречу билайн.
Согласно статистике, только за одни сутки клиентам мобильной связи поступают около 8,2 млн звонков. билайн смог защитить 4 млн клиентов, однако все случаи мошенничества предотвратить невозможно. По оценке одного из крупнейших банков страны, за 2023 год было похищено более 250 млрд рублей — это на 100 млрд рублей больше, чем доходная часть бюджета Алтайского края на 2024 год.
За прошедшие полгода на территориях Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областях было совершено 2,7 млн звонков. Учитывая, что в этих регионах проживает около 2 млн наших клиентов, можно говорить о том, что каждому из них позвонил мошенник, а то и не один раз, — рассказывает Максим Шарков, директор Восточного региона билайн.
Чаще всего на уловки мошенников попадаются люди среднего возраста — это женщины 47 лет и мужчины 45 лет, отмечает эксперт. В особой зоне риска находятся пожилые люди, которые намного чаще молодого поколения верит недоброжелателям.
Такие цифры не могли не вызвать беспокойства у операторов мобильной связи. В связи с этим билайн пересмотрел свою систему защиты абонентов и разработал новые способы борьбы с мошенниками.
За последние три года билайн сделал ряд шагов, которые нетипичны для телеком-индустрии, — рассказывает Максим Шарков. — В первую очередь, мы осознанно выбрали путь, когда главное — не количество проданных сим-карт, а качество абонентской базы, основных продуктов, сервиса и безопасность клиентов.
Также билайн разработал ряд сервисов и услуг, которые могут существенно обезопасить клиентов мобильной связи. В первую очередь, разработали автоматическую защиту от мошенников и спама под названием «Купол безопасности». Это собственная система билайна, которая блокирует мошеннический трафик. Она отключает на короткий промежуток входящие звонки и предупреждает клиента о том, что на его номер в данный момент совершается мошенническая атака.
С начала года было совершено несколько крупных атак в трех регионах страны. С января по май в Новосибирске «Купол безопасности» заблокировал 525 тыс. звонков, в Кемерове — 965 тыс. звонков, а в Барнауле — 1 235 000 звонков.
Для собственной безопасности и дополнительного комфорта в приложении билайн можно подключить анти-спам фильтр и личного секретаря под названием «Виртуальный помощник». Он представлен в двух версиях: бесплатной базовой и платной PRO (5 рублей в сутки).
В первом случае «Помощник» автоматически анализирует номер поступающего звонка и определяет, принадлежит он обычному человеку или недоброжелателю. Если это оказался мошенник, то он предупреждает об этом клиента и старается пресечь общение: блокирует номер и отключают СМС. А PRO-версия дополнительно присылает текстовую расшифровку звонка в приложение оператора и Telegram-канал.
Если же клиент все-таки столкнулся с мошенником, то он может обратиться к группе быстрого реагирования от билайн. Сотрудники тут же определяют, откуда поступил звонок, и как он обошел систему защиты, а также объясняют клиенту, как ему сейчас следует себя вести.
Обратиться к группе быстрого реагирования можно через справочную службу билайн по короткому номеру 0611, либо в чате мобильного приложения.
Но если с мошенниками еще удается бороться, то вот со спамом решить проблему сложнее, признается Максим Шарков. Так за первые пять месяцев 2024 года было совершено 112 тыс. спам—звонков в Новосибисркой области, 110 тыс. — в Кемерово и 90 тыс. — в Барнауле.
Полностью исключить рекламу от других компаний билайн не может, поскольку так различные предприятия продвигают свои услуги. «Это нельзя назвать кибер-угрозой, поскольку рекламодатели не пытаются украсть ваши данные. Это все равно, что запретить рекламные баннеры на сайтах и улицах. Такой звонок может оказаться полезным в определенный момент», — отметил спикер.
Тем не менее, решение есть. О возможном спаме может предупредить все тот же «Виртуальный помощник». Распознав номер как спам, он предупреждает об этом клиента. Также он может принять звонок за клиента: поздороваться, узнать цель звонка и объяснить собеседнику, что владельцу сейчас неудобно разговаривать. В случае, если рекламодатель оказывается слишком настойчив, его номер можно заблокировать.
Такая плодотворная работа принесла свои результаты. Число обращений на горячую линию по поводу атак мошенников и спам-звонков снизилось в два раза за последние два месяца.
билайн продолжает развивать продукты, увеличивающие безопасность клиентов. Недавно нам пришло подтверждение, что мы на верном пути, — отметил спикер.
билайн признали самым безопасным оператором России по комплексу защищенности абонентов от атак мошенников, спама и распространения «серых» SIM—карт на онлайн—биржах. Такой вывод сделали на основе обзорного исследования ComNews Research — исследовательского подразделения «КомНьюс Груп» (бренд COMNEWS).
16+