«Капля для большой аграрной страны». Отечественное сельхозмашиностроение не демонстрирует рекордного роста

июль 18, 2024

Региональный форум «День Сибирского поля» по традиции продемонстрировал достижения отечественного аграрного машиностроения, в том числе техники и оборудования алтайских производителей. Но за масштабной выставочной экспозицией скрыт и ряд серьезных проблем, о которых, как выразился председатель совета директоров компании «Агроцентр» Александр Костин, нужно говорить открыто. Некоторые из них он обозначил на научно-практической конференции «Алтай-Агро», организованной ИД «Алтапресс» при поддержке минсельхоза Алтайского края.

Сельхозтехника на "Дне Сибрского поля"
altairegion22.ru

Поддержка есть, но мало

Отрасль машиностроения одна из первых отреагировала на вызовы современности и встала на путь импортозамещения. Причем еще до начала известных политических событий.

Серьезный прорыв, по словам Александра Костина, в этом направлении удалось сделать, когда успешно работала программа государственного субсидирования производителей сельскохозяйственной техники Минсельхоза РФ 14.32.

Доля на внутреннем рынке отечественного машиностроения достигала 74%. В 2022 году она упала до 61%, в 2023-м - до 54%. При этом импорт техники в денежном эквиваленте в 2023 году вырос до 209 млрд рублей. В 2021 году этот показатель составлял 191 млрд рублей.

«Поддержка со стороны государства есть, но финансирование слабое. Субсидирование по программе 14.32 в прошлом году составило 8 млрд рублей. По остальным еще меньше, - отметил Костин. - На компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий - вообще 0%. В разрезе участия в госпрограммах можно оценить, сколько в России действует стабильных машиностроительных компаний. В сегменте сельхозназначения их не более 55. И это на всю большую аграрную страну».

Председатель совета директоров компании «Агроцентр» Александр Костина
Анна Зайкова

Также представитель отечественного машиностроения акцентировал внимание на высоких ставках Центробанка. Производителям доступны кредиты под 20% годовых, а то и выше. И все находятся в ожидании дальнейшего роста.

«Если перед начинающим предпринимателем стоит дилемма вложить сбережения в производство или положить под проценты в банк, то логично, что он выберет второй вариант. С точки зрения производственников, глубоко погрузившихся в процесс, это не очень хорошо. Но нам приходится задумываться, как выжить, а не как развиваться », - подчеркнул спикер.

Расчет на дружественные страны

Отечественное сельхозмашиностроение напрямую завязано на поставки комплектующих, необходимых для производства техники. В этом плане российские производители деталей и компонентов не могут закрыть потребности коллег.

«С чем это связано? В первую очередь с отсутствием эффективных программ поддержки производителей комплектующих, - говорит Костин. - Чтобы развивать новый сегмент, перестроить под него производство, им нужны объемы, которые мы им дать не можем. И пока такое положение вещей будет сохраняться, весь расчет - на дружественные страны, которые, я надеюсь, таковыми и останутся».

Визит белорусской делегации в компанию ООО «Агроцентр»
agro-centr.ru

Необходимую комплектующую базу тот же «Агроцентр» закупает в Китае, Турции, Белоруссии. При этом Костин приводит такие цифры:

«Возьмем для сравнения китайскую деталь и российскую. Себестоимость заготовки в КНР обходится в 934 рублей, у нас 3,3 тыс. Затраты на режущие инструменты в Китае - 960 рублей, в России 2,5 тыс. Это говорит о том, что наше производство в десятки раз дороже, в том числе за счет затрат на энергетические ресурсы и транспортные расходы»

По официальным данным, отмечает Костин, в сельхозмашиностроении по прошлому году спад производства составил 10-30%. В этом году эти показатели сохраняются. Всего за пять месяцев 2024 году отечественные машиностроители изготовили: плугов - 642, борон - 1819, культиваторов - 1107. На всю Россию.

«Знаменательным событием для страны стало открытие тракторного завода на «Ростсельмаше». Это первый завод за весь постсоветский период. Но, боюсь, следующий будет лет через 60», - подытожил машиностроитель.