Телефонные «вредители». Как мошенники научились воровать деньги по-новому, и как им противостоять

июль 17, 2024

Около 8,2 млн звонков от мошенников поступает каждые сутки владельцам телефонов, согласно статистике мобильного оператора билайн. Злоумышленники научились не только разыгрывать спектакль, представляясь сотрудником то банка, то полиции, но и подделывать голос и даже лицо звонящего. Как не попасться на их уловки — в нашем материале.

Проблемы с телефоном.
freepik.com/wayhomestudio

Миллионы звонков в день

За прошедшие полгода на территориях Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей было совершено 2,7 млн звонков. «Учитывая, что в этих регионах проживает около 2 млн наших клиентов, можно говорить о том, что каждому из них позвонил мошенник, а то и не один раз», — рассказывает Максим Шарков, региональный директор ПАО «ВымпелКом» в Восточном регионе.

По оценке одного из банков за 2023 год было похищено более 250 млрд рублей — это на 100 млрд рублей больше, чем доходная часть бюджета Алтайского края на 2024 год.

Чаще всего на уловки мошенников попадаются люди среднего возраста — это женщины 47 лет и мужчины 45 лет, отмечает эксперт. В особой зоне риска находятся пожилые люди, которые намного чаще молодого поколения верят недоброжелателям.

Мобильный телефон.
CC0

Напугать и обокрасть

Как правило, мошенники стараются застать человека врасплох, выбить его из равновесия. Ведь так жертва охотнее поверит в их слова и согласится на предлагаемые условия. Они оказывают давление на «клиента», торопят его, повышают голос и даже угрожают блокировкой банковской карты или сим-карты.

«Мошенники позвонили мне, когда я была в очень непростой ситуации. У меня заболел ребенок, и от стресса я мало что соображала. Злоумышленник представился сотрудником банка, сообщил о краже средств, затем прислал код подтверждения, и я, не думая, его назвала. Тут же мне пришло СМС: «Совершена покупка на 147 тыс. рублей», — рассказывает клиент оператора связи.

К счастью, абоненту повезло, банк посчитал такую транзакцию нетипичной и заблокировал. Однако так везет далеко не всем.

Мошенник.
Фото: ru.freepik.com, автор freepik.

Мошенники разыгрывают самые разные ситуации, чтобы любой ценой получить средства клиентов мобильной связи. Чаще всего они представляются сотрудниками банка или силовых структур. А в последнее время стали выдавать себя за операторов мобильной связи и предупреждать об «истечении договора на обслуживание». Подробнее о популярных уловках и «стоп-словах» можно узнать

Мошеннические атаки могут продолжаться несколько минут. По информации билайна, самый настойчивый злоумышленник совершил 272 звонка за 10 минут в Барнауле.

Успех мошенников зависит от внушаемости клиента
СС0

Здравствуйте, я ваша тетя!

С развитием технологий некоторые устаревшие мошеннические схемы вышли на новый уровень. Например, с помощью специальной программы они моделируют голос близкого человека клиента и от его имени просят о помощи.

Также недоброжелатели воссоздают полную копию аккаунта человека в мессенджерах (к примеру, начальника компании) и запрашивают перевод средств в бухгалтерии или у других сотрудников.

Либо делают проще и просто взламывают аккаунт пользователя.

«Пользователей мессенджеров чаще всего взламывают следующим образом, — рассказывает Максим Шарков, региональный директор ПАО «ВымпелКом» в Восточном регионе. — Клиент решает зайти в веб-версию мессенджера на компьютере. Но вводит не его адрес, а просто вбивает в поисковик название мессенджера русскими буквами, и заходит по первой ссылке. В большинстве случаев это оказывается фишинговый сайт — мошеннический сайт, который мимикрирует под оригинальный и ворует данные клиента. Тем самым человек, можно сказать, открывает мошеннику дверь своими ключами».

Телефон.
unsplash.com

Как не попасться на уловки мошенников

Есть несколько базовых правил поведения, чтобы противостоять мошенникам:

Девушка разговаривает по телефону и работает за ноутбуком.
Фото: ru.freepik.com, автор benzoix.

При этом сотрудники мобильного оператора предостерегают: воздержитесь от импульсивных решений. Например, если у вас «угнали» аккаунт в WhatsApp, то не нужно удалять приложение — ведь тогда службе поддержки будет сложнее вычислить мошенника.

Лучшим решением будет обратиться на горячую линию сотового оператора. Например, в билайн работает группа быстрого реагирования. Она поможет заблокировать нежелательный звонок и подскажет, что необходимо делать дальше.

Для профилактики взлома аккаунта мессенджера подключите двухфакторную аутентификацию: пароль и код, который придет по номеру телефона. Дополнительно заведите отдельную банковскую карту для покупок в интернете и пополняйте ее только на ту сумму, которую собираетесь потратить.

Пароль на телефоне.
CC0

Борьба со злоумышленниками

Ежегодно Банк России инициирует ускоренную блокировку сотен тысяч мошеннических номеров (этим занимаются сотовые операторы) и десятков тысяч сайтов злоумышленников (это делает Генпрокуратура).

Информация о «нехороших» операциях стекается в спецподразделение Банка России — ФинЦЕРТ: это площадка для обмена сведениями банков, правоохранителей, провайдеров, поставщиков софта и др.

Также сотовые операторы разрабатывают собственные системы защиты, которые предупреждают пользователей о подозрительных номерах заранее.