октябрь 1, 2024
Ледолазание, исторические реконструкции, сувениры-фаланги, AR-экскурсии. Студенты из Алтайского края, Новосибирской области и Республики Алтай ломали голову над тем, как сделать Денисову пещеру популярнее у туристов. О своих идеях они рассказали в Белокурихе на форум-школе «Алтай. Цивилизация. Культура». А altapress.ru делится самыми интересными с вами.
Новая лестница в Денисову пещеру.
Екатерина Карзова
Студенты подошли к делу ответственно и подкрепили свои идеи бизнес-планом. Пробовали просчитать экономическую модель, называли возможных спонсоров, сроки реализации и окупаемости.
Но мы оставим все эти моменты за скобками, показав чистый, не испорченный цифрами и реальными преградами полет фантазии.
Созерцательное и безвредное шоу в пещере, объятия с голограммой денисовца, познавательная экскурсия, обед. Такую насыщенную программу придумали студенты Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ). Все это назвали так: иммерсивный ивент-экспириенс «Перекресток времен».
Они хотят показать уникальность Денисовой пещеры через самые новые инструменты и методы.
В историю туристов погрузит лекция и лазерное шоу в сводах главной галереи пещеры: так, чтобы не помешать работе археологов. Студенты даже визуализировали картинку в небольшом видеоролике, где все начинается с зарождения жизни на земле.
Кроме этого, туристы могут попасть под объектив профессионального фотографа на фотосессии у пещеры. В иммерсивной фотозоне и вовсе хотят запустить голограмму денисовца, от которого можно будет «побегать».
«Такие голограммы делают с помощью так называемых вертушек. Грубо говоря на три вентилятора проецируется фигура человека, она становится объемной», - объяснили студенты.
Фотографии и брендированные сувениры, вроде чехлов для очков и шопперов, предлагают увезти домой на память.
Еще один модуль – дегустация блюд национальной кухни. Люди будут есть там, где это делают на протяжении 300 тыс. лет.
Все это предлагают устраивать для небольших групп, максимум в 14 человек.
С точки зрения инвестиций идею студентов посчитали наиболее реалистичной: проект нетрудно воплотить и при этом он сразу может приносить деньги.
Целый фестиваль пещерной моды «Денисов-Фест» смело предложили провести студентки Алтайского государственного университета.
И они его видят не как красивую проходку по подиуму в мехах, а как культурно-просветительский проект, который объединит археологию и модные тенденции.
Лучшие бренды края и страны должны провести исследование, пофантазировать и представить свое видение одежды древних людей, а также современные коллекции с использованием древних мотивов. Все из натуральных экологичных материалов.
Тема второго показа – эксклюзивный праздничный наряд и украшения.
Гости также могут поучаствовать в мастер-классе по лепке из глины, а также живописи. Тема – наскальные рисунки. Изображать человечков и зверей они, конечно, будут не на скалах, а на холсте или специальных плоских камнях. А специалисты расскажут лекции о том, какие символы и смыслы закладывали древние люди в свое творчество.
Предлагают сделать зону с 20-ти минутными ознакомительными лекциями. Они будут проходить каждый час, чтобы все посетители смогли услышать, что ученые сегодня знают о пещере и самих денисовцах.
В зоне фуршета шеф-повар должен обучать гостей приготовлению сочного мяса. А в другом уголке каждый желающий, вдохновившись коллекциями, попробует сделать себе «древнее» украшение из природных материалов: камней, жемчужин, кожи и т.д.
На музыкальную площадку хедлайнером хотят позвать алтайского этнопевца Добрыню Сатина.
Авторам идеи предложили подумать также о том, как нарядить девушек-археологов, которые трудятся в пещерах в теплых робах и сапогах.
Студенты Горно-Алтайского государственного университета предложили в трех километрах от пещеры устроить «Старообрядческое подворье у Дионисия».
Концепция связана с одной версией происхождения названия пещеры: якобы в ней в конце XVIII века было прибежище старообрядческого отшельника Дионисия. Он был духовным наставником местных кержаков, которые постоянно наведывались к нему за благословением.
Ребята понимают: чтобы к пещере приезжало больше гостей, нужна инфраструктура. Подворье в их видении представляет собой круглогодичный туристический комплекс с небольшим номерным фондом и большим набором услуг.
На территории предлагают разместить 10 гостевых домиков, оформленных в русском стиле. Все из дерева, украшенное традиционными элементами. В качестве столиков или сидений – сундуки. Декор из натуральных тканей, картины с историческими сюжетами, дровяная печь.
Впрочем, от этого дизайн-кода не отходят и другие объекты комплекса. Например, трапезная, где повара будут подавать блюда по традиционным старообрядческим рецептам.
Также на территории могли бы появиться огород-музей, эколавка с сувенирами и фермерскими продуктами, фотозона с традиционными нарядами.
Здесь могли бы проводить мастер-классы по ткачеству, созданию куклы-оберега, резки по дереву и другие. Показывать постановки, концерты, устраивать большие фестивали и ярмарки, проводить круглые столы и семинары.
Помимо этого, студенты предлагают водить отсюда экскурсии не только в Денисову пещеру и к водопадам на реке Шинок, но и в другие пещеры уже в соседней Республике Алтай, в музей Рериха в Уймонской долине и т.д. Тем самым использую близко расположенную к памятнику дорогу в соседний регион и развивая кольцевые туристические маршруты.
Слушатели похвалили проект, отметив, что он может взаимодействовать с существующим центром старообрядчества в Топольном.
Оказывается, до сих пор у Денисовой пещеры до сих пор нет своего аудиогида. Эту проблему взялись решать студенты кафедры рекреационной географии, туризма и сервиса АлтГУ.
Аудиогид «Эхо тысячелетий» должен быть доступным в популярном профильном приложении Easy Travel. К каждой аудиодорожке – свои иллюстративные фотографии и рисунки, которые помогут представить услышанное.
Вместе с ним студенты предлагают изучить пространство у лестницы, галереи пещеры, выйти на смотровую площадку (которую еще нужно благоустроить). Темы будут касаться всего самого важного: археологических исследований и открытий.
Как посчитали эксперты, это решит проблему туристов, которые сами приезжают в пещеру, но не застают на месте гида-экскурсовода. Проект, который можно воплощать хоть сейчас: студенты даже дали прослушать нам вступительную часть.
Другую концепцию, которая облегчит жизнь самостоятельных туристов, предложила другая команда из АлтГУ. Она соединила экскурсии и AR-технологии.
Так, любой пришедший в пещеру может навести камеру на любой QR-код, прикрепленный к ограждению в пещере, и увидеть через экран смартфона парящую 3D-модель древнего артефакта или человека и справку.
Студентам предложили подумать и над использованием VR-технологий – полного погружения в историю Денисовой пещеры из любой точки мира.
Другая команда студентов из НГУЭУ предложила разработать эзотерико-виртуальную экскурсию, которая наглядно проиллюстрирует истории, связанные с пещерой. А именно о денисовце; о белой даме, которую как страшилку придумали на археологических экспедициях; о черном шамане, который превращается в медведя.
Перед пещерой поставят фигуры этих героев с QR-кодами, ведущими к мини-играм по мотивам легенд. В случае с «денисовцем Денисом» - по историческим сведениям.
Игроки берут на себя роль персонажа и развивают собственные сюжеты, взаимодействуя с окружающей средой.
Студенты показали неполную версию игры про Дениса. Управляя этим человечком, нужно исследовать его повседневную жизнь. Возможности – сон в пещере и восстановление сил, охота с помощью ловушек или простых орудий, создавать рисунки. Денис даже может завести семью и передавать полученные навыки следующему поколению.
У каждого персонажа будет своя история.
Игру предлагают снабдить подсказками и справками из истории, чтобы сделать ее более образовательной.
Из путешествия к пещере можно забрать вполне осязаемую частичку воспоминаний. Студенты обыграли ценную находку – фалангу пальца денисовца. Они предлагают делать индивидуальный слепок собственного мизинца в емкости с воском и специальной смесью из гипса и загустителя. Оригинальный и запоминающийся сувенир, созданный своими руками.
Лариса Нюренбергер, доктор экономических наук, заведующая кафедрой бизнеса в сфере услуг НГУЭУ считает, что многие проекты можно реализовать за пределами Алтайского края.
«В любом регионе на базе этих идей можно развернуть огромную работу по продвижению», - отметила она.
Ректор НГУЭУ Павел Новгородов высоко оценил проекты, которые студенты могут полностью (или почти полностью) воплотить самостоятельно. Замечтавшихся о глобальных инвестиционных планах тоже похвалил за понимание, что без этих идей большой и постоянный поток туристов нереален.
«Все же, мне кажется, что мы слишком концентрируемся на продукте, который непосредственно связан с самой пещерой, - покритиковал он. – Не большая проблема заинтересовать туристов, приехавших к ней. Нужно мотивировать их ехать и узнавать новое».
Павел Новгородов привел в пример олимпиаду в Сочи, когда сначала появился факт события, а далее к нему подтянули инфраструктуру, пришел бизнес и туристы.
«Может, стоит проводить здесь не форумы любителей этнографии и истории – они и так о Денисовой пещере знают –, а фестиваль, например, ЗОЖников? Или любых других людей, которых сначала притягивает событие, а потом они начинают понимать это место и уносят эту информацию и впечатление другим людям?»
«Алтай. Цивилизация. Культура» — креативный туристско-просветительский форум, где создавали проекты для популяризации Денисовой пещеры. Организовал его , Алтайский государственный университет и Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭУ).
Над проектами работали будущие сотрудники туриндустрии и их наставники-преподаватели.
«. Но нам нужны нестандартные идеи, как пропиарить место так, чтобы люди приезжали сюда и узнавали больше о денисовце», - сказал член попечительского совета фонда «Денисова пещера» Олег Акимов.
Форум-школу провели благодаря гранту президента РФ на реализацию проектов в области культуры, искусства и креативных индустрий.