октябрь 17, 2024
Интерес к промышленному туризму есть — к такому выводу подталкивает недавнее исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В опросе на тему промышленного туризма участвовали 1600 россиян от 18 лет, и больше половины из них заявили, что хотели бы сходить на завод на экскурсию. Причем больше интереса проявляют те, у кого подобный опыт уже был. Что еще выяснили в исследовании и как обстоят дела с промтуризмом в нашем регионе — читайте в материале.
«Тонар». Производство.
Дмитрий Лямзин
Акцент на технологический суверенитет в России наметил тенденцию популяризации промышленных профессий и промышленности как таковой. Одно из вытекающих этого общегосударственного тренда — промышленный туризм, набирающий обороты.
Экскурсионные поездки на различные индустриальные объекты, начиная с шоколадных фабрик и заканчивая атомными электростанциями, предоставляют туристам возможность заглянуть за кулисы производства, познакомиться с новыми профессиями и ощутить себя частью чего-то большого и весомого — не каждый раз увидишь, как собирают топливный насос или двигатель. Про привлекательность шоколадных фабрик, пожалуй, и говорить не стоит.
По данным недавнего опроса ВЦИОМ, за последние пару лет более четверти россиян столкнулись с информацией о таких экскурсиях. Так, 25% видели предложения посетить промышленные предприятия в своем регионе, а 11% — за его пределами. При этом 69% россиян не встречали такой информации, а среди тех, кто предпочитает телевидение интернету, этот показатель возрастает до 82%.
Еще один интересный момент — женщины чаще узнавали о промышленном туризме в своем регионе, чем мужчины (28% против 21%), граждане с профессиональным и высшим образованием (24-29%), работники бюджетной сферы (35%) и жители Уральского и Центрального федеральных округов (31% и 29% соответственно).
К большой радости предприятий — среди тех, кто узнавал о промтуризме, высокий процент молодых людей в возрасте 18-24 лет (33%).
Интерес к промышленному туризму есть, потенциал до конца не раскрыт. Что также является особенностью данного направления — это интерес самих предприятий из промышленного сектора к молодежным турам с целью повышения информированности о производстве и привлечения новых кадров, — отметил Кирилл Родин, директор по работе ВЦИОМ с органами государственной власти.
Наряду с этим опрос показал, что местоположение тоже важно — среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников осведомленность выше (35% и 37% соответственно), что на 8-10 процентных пунктов больше по сравнению с сельскими жителями.
Более половины россиян (56%) хотя бы раз в жизни посещали экскурсии на промышленные объекты. Это говорит о росте популярности промышленного туризма среди граждан. Из них 26% ограничились одним или двумя посещениями, а 12% посещали такие объекты три-пять раз. Настоящими поклонниками промышленного туризма можно считать 18% россиян, которые побывали на заводах и предприятиях более пяти раз.
Индустриальные экскурсии привлекают как мужчин, так и женщин, почти в равной степени: 57% мужчин и 56% женщин посещали подобные мероприятия.
Опыт посещения промышленных объектов в значительной мере зависит от нескольких ключевых факторов:
Наибольший интерес к промышленному туризму проявляет молодежь 18-24 лет — 69% из них посещали промышленные объекты, причем 45% ограничились одним-двумя визитами. В группе 25-34 лет опыт есть у 48%, а среди россиян 35+ показатели составляют 56-58%, при этом чем старше, тем больше визитов.
Высокообразованные россияне посещают такие объекты в 1,5 раза чаще, чем люди с средним или средним специальным образованием (68% против 45%).
Жители городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, активнее участвуют в индустриальных экскурсиях — 66% против 48% в сельской местности, причем 24% бывали более пяти раз.
Россияне с высоким доходом чаще посещают промышленные объекты (63%), причем 23% делали это многократно (более пяти раз). При этом среди россиян со средним и плохим достатком заинтересованы в экскурсиях 16-17%.
Информационная поддержка индустриального туризма дает результат: среди тех, кто видел новости о промышленных экскурсиях, уже сходили на завод хотя бы раз 76% опрошенных, тогда как среди не сталкивавшихся с такой информацией — лишь 49%.
Предыдущий опыт играет важную роль в формировании интереса: 62% россиян, уже бывавших на промышленных объектах, готовы снова отправиться на экскурсию. В группе, не имеющей такого опыта, желание посетить заводы и фабрики проявляют 47%, а 52% не проявляют интереса.
Согласно опросу ВЦИОМ, наибольший интерес у россиян вызывает машиностроение (включая авиацию, космос, автомобилестроение и кораблестроение) — его бы выбрали 27% респондентов при возможности посетить промышленный объект.
Пищевая промышленность также популярна, ее предпочли бы 24%.
Каждый седьмой (15%) хотел бы побывать на сельскохозяйственном предприятии, а 12% интересуются оборонно-промышленным комплексом. Меньший интерес вызывают легкая промышленность (9%) и металлургия (6%).
Многие предприятия нашего региона в экскурсиях уже поднаторели. Однако недавно это явление приобрело системность. В прошлом году край вступил в третий сезон федерального проекта .
В рамках него заводы приглашают всех желающих, показывают производство и наглядно демонстрируют, что работать в промышленности — интересно, престижно и круто. Зовут, как потенциальных специалистов, в основном, молодежь. Это школьники, учащиеся учреждений среднего профессионального образования и студенты вузов.
Первыми участниками проекта «Открытая промышленность» от Алтайского края стали три предприятия — Алтайский завод прецизионных изделий, «Тонар Плюс» и Барнаульский шинный завод.
Всего за 2023 год предприятия края посетили порядка 1800 человек, а за первое полугодие 2024 года — около 1200 человек. В планах организаторов на 2024 год — эту планку перешагнуть: 2000 школьников и 1200 студентов пройдут по экскурсионным маршрутам заводов. 150 студентов должны отправиться на стажировку, а 90 — трудоустроиться.
По статистике АСИ, 85% промпредприятий региона нуждаются в рабочих и инженерно-технических кадрах.