октябрь 18, 2024
Мощь, грандиозность, красота — такие слова приходят на ум, когда видишь Новосибирский академический театр оперы и балета (НОВАТ). Это уникальное здание, которое не просто демонстрирует искусство, но и само по себе является произведением архитектурного мастерства. Чем, помимо своих постановок, НОВАТ удивит даже искушенного ходока по театрам — в материале altapress.ru.
Новосибирский академический театр оперы и балета (НОВАТ). Осень 2024.
Софья Комарова
Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ) — это грандиозное здание, которое поражает не только своими масштабами, но и историей.
Его площадь составляет более 40 тыс. квадратных метров (изначально планировали вообще 100 тыс.), что делает его самым большим театром в России и вторым по величине в мире. Уступает он только театру «Колон» в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Идея строительства театра в Сибири родилась после революции 1917 года, когда большевики провозгласили лозунг, что искусство должно принадлежать народу. Проектирование и строительство начались в 1931 году.
Оно было сложным и длилось более 13 лет. Средства на него выделялись даже в суровые годы Великой отечественной войны, а многие столичные галереи и музеи перевезли на время боевых действий свои ценные экспонаты сюда.
Официальное открытие состоялось 12 мая 1945 года, сразу после окончания войны. Театр стал символом Победы и возрождения и встретил освобождение страны сразу четырьмя премьерными операми: «Иван Сусанин», «Евгений Онегин», «Кармен» и «Травиата».
Архитекторы с самого начала планировали сделать так, чтобы зрители могли назначать место встречи не у памятника Ленину на площади, напротив которого и стоит НОВАТ, а в самом здании театра. Впечатляющий гардероб с зонами отдыха доступен всем даже без билета. Пропускная система начинается позже.
Если билетик у вас все-таки есть, то вам открыта дорога дальше. И первое, что встречает гостя, — Красное фойе. Его величие объясняется не только масштабами, но и продуманным дизайном. Название оно получило благодаря основному цвету в интерьере, но исторически его называли «Циклопическим фойе», что подчеркивало размеры и сравнение с мифологическими гигантами циклопами.
Пространство под куполом, который является центральной частью конструкции здания, напоминает классическую ротонду с высокими квадратными колоннами. Зеркальные панели, которые можно увидеть в этом фойе, не просто украшают пространство, но и создают ощущение бесконечности, усиливая величие помещения.
Разумеется, здесь шикарная фотозона на каждом углу. Так, лестница, ведущая наверх, обрамлена шторами из того же материала, что и занавес на главной сцене.
Поднимаясь на второй этаж, зрители попадают в «Голубое фойе», названное так благодаря фризам и росписям на стенах в холодных голубых тонах. Это фойе окружает центральную часть здания и подчеркивает его архитектурную концепцию классической ротонды.
Здесь можно увидеть детализированные художественные фризы, выполненные в технике темперной живописи — их расписывали вручную. В интерьере преобладают элементы сталинского ампира, с лепниной и декоративными элементами, напоминающими античные мотивы.
Изначально это фойе было создано для встреч гостей, а его оформление сделано так, чтобы подчеркнуть величие и грандиозность театра, который задумывался не просто как культурное пространство, но как символ народного искусства.
Факт
Главный фасад театра, который выходит на площадь Ленина, также имеет интересную историю. В 1937 году его проект был удостоен гран-при на международной выставке в Париже, где жюри сомневалось, что такой сложный и монументальный проект вообще может быть реализован. Однако, несмотря на все трудности, новосибирские архитекторы и строители смогли возвести это величественное здание, ставшее символом победы и стойкости.
Само здание театра и его фасад стали узнаваемыми элементами Новосибирска. Купол театра можно увидеть издалека — он возвышается над площадью Ленина как символ всего города.
Главное зрительное пространство театра — Большой зал, который сегодня вмещает 1 449 зрителей. Изначально его вместимость составляла 2 200 мест, но для удобства гостей после реконструкции количество кресел сократили.
Здесь совмещены два типа театральной рассадки: классический партер и амфитеатр, что позволяет каждому зрителю независимо от расположения хорошо видеть сцену и слышать звук.
Еще одна особенность этого зала в том, что сцена площадью 960 кв. метров имеет небольшой наклон (угол 3 градуса) в сторону зрителей, что обеспечивает отличную видимость даже на дальних рядах.
Уникальна и оркестровая яма — она является самой большой в Европе (150 кв. метров) и может поднимать вес до 15 тонн. Этот элемент был задуман для проведения экспериментальных спектаклей с изменением уровня оркестра во время представления, что позволило бы создать уникальные акустические эффекты. Сцена НОВАТа позволяет проводить самые сложные оперные и балетные постановки.
Особый восторг вызывают огромные гипсовые статуи с античными персонажами — гиганты полукругом стоят на постаментах в верхнем ряду зрительного зала, не то сторожа, не то просто любуясь своим величественным домом.
Факт
Хрустальная красавица-люстра в большом зале весит «каких-то» 2,5 тонны. Ее диаметр составляет 6 метров, и горят в ней пять сотен лампочек.
Малый зал театра — это камерное пространство, которое было переоборудовано из первоначального театрального ресторана. Зал предназначен для более «интимных» концертов и спектаклей.
Вот так фокус — здесь нет кулис. Стандартное сценическое оборудование тоже отсутствует. Это создает особую атмосферу. И, конечно, требует творческого подхода от режиссеров и сценографов — попробуй придумать спектакль так, чтобы тебе не нужен был занавес.
И актеры выступать на этой сцене очень любят — из-за особенностей территории тут имеют место самые смелые и авангардные решения, взаимодействия со зрителем и настоящий кураж.
Во время реконструкции приняли решение сделать зал более удобным для зрителей: ряды перестроили, установили ярусную рассадку, которая улучшила видимость. В этом зале, который раньше мог вместить 600 зрителей, теперь их почти в два раза меньше.
Факт
НОВАТ часто называют «Театром Победы». Это название связано не только с тем, что его строительство было завершено в год победы в Великой Отечественной войне, но и с тем, что это здание стало символом множества побед: технической, культурной и архитектурной.
Никто не верил, что такой масштабный проект удастся воплотить — однако это получилось. В свое время, еще на этапе возведения, сюда приезжала китайская делегация. Взяли чертежи, да воплотить в таком же масштабе так и не смогли.
Здесь хранились эвакуированные в годы войны коллекции крупнейших музеев страны, включая Третьяковскую галерею, Пушкинский музей и Государственный музей изобразительных искусств. В годы войны НОВАТ стал убежищем для культурных ценностей, спасенных от немецкой оккупации. За что получил неофициальное название «Сибирский ковчег».