октябрь 29, 2024
Сфера торговли считается одной из самых гибких отраслей в экономике, ведь успешность продаж, особенно в условиях конкуренции, напрямую зависит от предпочтений потребителей, которые тоже активно меняются. Успевает ли алтайский ритейлер за спросом, какие сложности есть на этом пути и почему онлайн-продажи пока не заменят «живые» магазины - об этом шел разговор на экспертном совете «Менеджер 2024 года», организованном ИД Алтапресс.
Участники экспертного совета "Менеджер 2024 года"
Анна Зайкова
Руководитель управления продвижения «Мария-Ра» Леся Колтакова отметила, что крупнейшая в Сибири торговая сеть кардинально не изменила стратегию развития. Компания продолжает создавать новые торговые точки и реконструировать уже работающие для удобства потребителей.
Главным проблемным вопросом, с ее слов, на сегодняшний день является кадровый дефицит. Это как раз и заставляет менять некоторые подходы в обслуживании. Сотрудников ритейлер привлекает самыми различными способами, начиная с традиционной рекламы «Нам требуется» и внутрикорпоративной «Приведи друга» и заканчивая оптимизацией и автоматизацией процессов в торговле.
Так, эффективным механизмом стала установка касс самообслуживания, что позволило сократить нагрузку на кассиров. На данный момент в сети оборудованы кассами самообслуживания 835 магазинов и уже более 1/3 покупателей активно ими пользуются. Развитие этого направления будет продолжено.
«Чтобы облегчить нагрузку на персонал на выкладке товара, мы пошли по пути оптимизации товарной матрицы, уменьшив по каким-то группам ассортимент, отдав предпочтение продукции, которая пользуется ежедневным спросом», - поделилась Леся Колтакова.
Представитель «Мария Ра» подчеркнула, что при отборе ассортимента торговая сеть отдает предпочтение местным производителям. И в этом есть взаимовыгодный интерес, так как ритейлер заинтересован в постоянных, надежных поставщиках, на которых можно рассчитывать.
«Приведу такой пример. Многие помнят, что этим летом из-за паводка в Барнауле возникли проблемы с водоснабжением. Жители массово стали скупать бутилированную воду. Полки быстро опустели. Мы обратились к поставщикам с просьбой увеличить производство и ускорить отгрузку. И совместно успешно справились с достаточно непростой задачей», - вспоминает эксперт.
Торговая сеть «Аникс» спустя годы присутствия на рынке ритейла не меняет своей изначальной позиции - продвигать продукцию местных алтайских производителей. Об этом рассказала коммерческий директор копании Валерия Зимина.
«Есть среди небольших производственных предприятий некий стереотип, что попасть на полку в наши магазины не реально. Чтобы переломить его, стали активней встречаться с потенциальными поставщиками, выезжая к ним на производственные площадки. Не только чтобы убедиться в их серьезности, но и пообщаться лично, найти взаимовыгодные точки сотрудничества», - поделилась руководитель «Аникса».
К таким выездам торговая сеть привлекает и покупателей магазинов, которые могут в ходе общения поделиться своими идеями по ассортименту, упаковке товара. Так, например, на прилавках появилось молоко в двухлитровой таре с ручкой, что, по мнению потребителей, гораздо удобней.
Не обошла стороной «Аникс» и цифровизация торговли. Так же, как и в других торговых сетях, здесь внедряют кассы самообслуживания, налаживают доставку через интернет-заказы. Но все же главным принципом, говорит Зимина, остается личное радушие и внимание к покупателям.
«Нашу торговую сеть также затронула кадровая проблема. Тоже решаем ее всеми доступными способами. Один из важных моментов - автоматизация рабочих мест. У каждого сотрудника есть планшет, в котором установлена программа «Как дела на полочке», в которой фиксируются задачи, способы решения, проблемные моменты. Это позволяет сотруднику сконцентрироваться на его прямых обязанностях, освободиться лишнего и избежать сумятицы», - рассказала коммерческий директор.
«Мы очень маленькие и комфортные, тем и привлекательны для потребителей», - говорит собственник сети магазинов «Вкусный хлеб» Андрей Олишевский. С его слов, 80% покупателей - это постоянные клиенты, которые ежедневно приходят к ним за выпечкой.
Участники экспертного совета "Менеджер 2024 года"Анна Зайкова«То, что мы завоевали доверие наших потребителей, - безусловный плюс. Но это и своего рода ответственность. Задача нашего персонала - сохранить индивидуальный, личностный подход к каждому клиенту, так как многие приходят в наши магазины не только купить хлеб, но и просто пообщаться, например, обсудить рецепты. Ничего не имею против технического прогресса, но важно сохранить и человечность», - считает Олишевский.
Алтайскую компанию «Новекс» можно назвать гигантом розничной торговой сети. Это 280 магазинов в регионах России.
2024 год директор по продажам «Новекс» Юлия Десятова называет годом экспериментов. Компания зашла в Иркутск, где выкупила 26 магазинов бьюти-маркетов «Крем».
«На первом этапе мы подстраивали их под себя, подбирали ассортимент, выстраивали ценовую, кадровую политику. В следующем году рассматриваем вопрос перевода их на формат «Новекса». Есть ряд нюансов, которые сейчас решаем», - поделилась ритейлер.
В целом, говорит она, по торговым точкам была отмечена положительная динамика товарооборота. Заметный прирост - 16,7% - произошел в онлайн-торговле, что значительно выше, чем непосредственно в магазинах.
Представители сферы торговли строительными материалами говорят, что пережив своего рода шоковую терапию, когда резко подскочили цены на ассортимент, продажи начали постепенно выравниваться.
Как рассказал владелец компании «Альтерра» Роман Трефилов, экономический рост по 13 торговым точкам составил 10%. В следующем году в планах подрасти до 20%. Сейчас, когда произошла некоторая стагнация цен, у населения увеличился спрос на строительные материалы, люди начали ремонты, которые откладывали, ожидая более выгодных предложений от рынка.
«Роста продаж достигаем не за счет «террора» и штрафов сотрудникам, а благодаря внедрению удобных и грамотных решений. Менеджеры работают по принципу одного окна, то есть могут не только отбить кассовый чек, но и оформить накладную, если необходимо - монтаж, доставку», - объясняет он.
Его коллега Павел Иванов, директор «Лемана ПРО», отметил, что компания в последние годы поменяла подходы в ретейле. Помимо продажи стройматериалов, она предлагает клиенту дизайнерские услуги, что весомо сказалось на товарообороте. Также активно внедряется интернет-торговля, что добавило клиентов, которым удобно заказать товар из дома или офиса и дождаться его доставки.
Из трендов и изменений в Торговых центрах сегодня – это рост доли и востребованности общепита и досуговой составляющей, и развитие доступных объектов возле дома, районных торговых центров, так называемых малых форматов.
«Мы пересмотрели наш подход к наполняемости объектов и работаем над тем, что бы наши торговые центры были многофункциональными. С этим расчетом и ведем подбор арендаторов», - отметила руководитель отдела аренды ТРЦ компании «Первый» Маргарита Сафронова.
Она рассказала, что совсем скоро вторая очередь торгового центра на Балтийской 116 начнет работать в Индустриальном районе.
«Открытие запланировано на конец ноября. Настрой оптимистичный. Мы проанализировали рынок и выявили потребности жителей Индустриального района, знаем, что местные жители, ждут, когда заработает вторая очередь торгового центра в новом формате и мы будем рады каждому посетителю», - уверена Маргарита.
Она рассказала, что активно меняется подход и на действующих ТРЦ. В планах усилить ТРЦ GALAXY досуговой составляющей, проекты в разработке, надеюсь скоро их презентуем. Если говорить о результатах работы арендаторов, то заметен рост товарооборота на 22% у арендаторов, отвечающих за развлечения, 15% общепита и 12% у арендаторов в направлении fashion. Даже при условии роста онлайн торговли в этой же категории за последние два года на 20%.
«Мы благодарны каждому, кто выбирает нас и сейчас пересматриваем маркетинговый план на будущий год, в котором будут предусмотрены различные праздники и активности наши, и наших партнеров. Приходите к нам не только за покупками, а просто так, без повода. Всегда ждем и рады видеть гостей в наших торговых центрах», - говорит эксперт.
На открытой парковке ТРЦ GALAXY традиционно откроет свою работу уникальный «Зимний Городок». Компания «Первый» гордится этим проектом, и вот уже пятый год планирует создать одно из самых атмосферных мест для катания на коньках и прогулок.
«Угощение фирменным чаем от ТРЦ, бесплатное катание на льду, теплая юрта, для комфорта посетителей настоящий праздник каждый выходной, вкусная еда и напитки, настоящий уличный камин – мы искренне хотим, чтоб каждый гость получал удовольствие от посещения Городка. В прошлом году его за весь сезон посетило более 150 тысяч барнаульцев и гостей города, что на 25% больше, чем за сезон 22-23, в этом сезоне ждем минимум на 20% больше. Сегодня быть активным и здоровым – модно», - подчеркнула Сафронова.
В целом, отмечает она, торговые центры компании «Первый» благоприятно себя чувствуют на рынке. Особо не отразился на них уход известных европейских брендов, компании, пришедшие на место ушедших, совокупно показывают высокие товарообороты, имеют высокую лояльность у наших покупателей.
Директор среднего бизнеса Альфа-Банка Федор Синельников:
- Все большую актуальность набирает такой банковский продукт, как факторинг. При высоких ставках кредитования он позволяет распределять как процентную нагрузку между дебитором и поставщиком, так и ответственность за кредитный лимит. В целом это существенная помощь поставщику, который по каким-либо причинам не проходит по требованиям банка и не может самостоятельно воспользоваться кредитованием. А для дебитора это возможность поддержать партнера, в котором он заинтересован.
Татьяна Пятковская, директор компании «ПРОКС»:
2024 год прошел под флагманом маркировки и автоматизации малых ритейлеров. И в этом направлении наша компания действительно сделала достаточно многое. По приглашению Центра малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес» в качестве экспертов побывали практически во всех районах края, проводили консультации, обучение.
Пользуясь случаем, хочу поделиться и тем, как мы решаем кадровый вопрос, который поднимали участники экспертного совета. На базе «ПРОКСа» действует базовая кафедра прикладной информатики. Во время обучения присматриваемся к студентам и отбираем лучших, которых затем приглашаем к себе на работу.
Мы пересмотрели свои принципы. Так если раньше принимали в штат ребят только с высшим образованием, то сегодня берем и со средне-специальным, но с обязательным условием, что они продолжат обучение в высшем учебном заведении. Хорошие результаты дает работа с целевыми направлениями, в которую все активней вовлекается малый и средний бизнес.