ноябрь 21, 2024
В Алтайском крае могла бы существовать деревня кораблей и город Бурлинск. Но этого не случилось. А вот свой Робин Гуд у нас точно был, грабил обозы на тракте и раздавал добычу бедным. Рассказываем историю появления некоторых алтайских сел, чтобы путешествоватьпо региону было интересно и познавательно.
Алтайское село Крутиха.
altairegion22.ru
В XVIII веке императрица Екатерина II приказала разделить Колыванскую область на административные округа. Среди них был и Бурлинский. Его центром должна была стать деревня Крутихинская, преобразованная в город Бурлинск. Но не стала (хотя многие хотели туда переехать).
Более 200 лет назад современное село Крутиха было центром огромного округа. В 1779 году императрица Екатерина II подписала указ об учреждении в Сибири Колыванской области, поделенной на административные округа: Барнаульский, Томский, Кузнецкий, Красноярский и Бурлинский.
Административным центром Бурлинского округа назначили город Бурлинск. Этого города нет на современных картах Алтая — он должен был вырасти из деревни Крутихинской Малышевской слободы. В этом населенном пункте не было даже церкви и проживали всего 274 человека.
Новое название деревня должна была получить в честь протекающей рядом реки Бурлы, что переводится с казахского, как «волчье место».
По одной из версий городничим будущего Бурлинска назначили полковника Франца Францевича де Гаррига, происходившего из семьи французского дворянина. Благодаря ему в 1756 году, во время цинско-джунгарской войны, были спасены тысячи алтайцев.
Бурлинский округ включал в себя целиком или частично территорию Алтайского края, Новосибирской, Кемеровской, Омской, Павлодарской и Восточно-Казахстанской областей.
Де Гаррита пригласил на поселение в нововозводимый город купцов, мещан и крестьян. В госархиве Алтайского края сохранились прошения людей, пожелавших переехать. Среди них: 85 ссыльнопоселенцев, мещанины Г. Аксенов, М. Ветрухов, С. Поскотинов и отставной солдат Е. Чумов.
Но переселение так и не состоялось, Бурлинск не образовался. Во второй половине XVIII века население Крутихинской деревни даже убавилось на 49 человек. И продолжало редеть.
В 1783 году Колыванскую область переименовали в Колыванскую губернию с пятью уездами: Бийским, Колыванским, Красноярским, Кузнецким, и Семипалатинским. Бурлинский округ ликвидировали, как Томский и Барнаульский.
Сейчас Крутиха — райцентр на севере Алтайского края, в котором, кажется, ничего не напоминает о его четырехлетнем «столичном» статусе.
Когда в Барнауле начали появляться судоходные компании, корабли отправляли зимовать то в Затон, то в Зимовку (которую образовали специально для этого). В итоге там сформировалась полноценная деревня. К сожалению, существовала она недолго: суда стал принимать Барнаул, а на Зимовку обрушились два потопа.
Писатель Владимир Коржов в книге «Городские окраины» рассказывал, что деревня Зимовка образовалась благодаря развитию судоходства в Барнауле в конце XIX века. И находилась она в устье реки Лосиха за протокой Талой, позже разделенной насыпью железнодорожного моста.
На левом городском берегу не было заливов для зимовки судов, поэтому в конце XIX и начале XX веков судовладельцы частных барнаульских пароходных компаний оставляли свои корабли на зиму в Бобровском Затоне и в Зимовке.
Изначально в Зимовке находилась небольшая заимка. Позже она разрослась до целой деревни в 150-200 дворов.
В 1930-е, с образованием судоремонтного завода, главным местом зимовки стал Затон, который меньше затапливался в половодье. Кроме того, через 20 лет суда на зимовку стал принимать и Барнаул. А залив на Зимовке постепенно затягивался илом и песком.
Два крупных наводнения в 1960-х ускорили исчезновение деревни. Из-за потопа 1966 года в поселке закрыли начальную школу. А через три года во время наводнения смыло местный продуктовый магазин.
Позднее на месте деревушки располагались дачные, садоводческие участки. Но уже во время переписи 2001 года Зимовку не учитывали.
В 2005 году Зимовку исключили из учетных документов — все жители уехали из деревни. Так Зимовка исчезла с карты Алтайского края.
По книге писателя Владимира Коржова «Городские окраины».
В начале XX века пахотные земли на Алтае находились за десятки километров от крестьянских домов. Чтобы не терять время на дорогу, люди стали строить дома у полей. Так и появился поселок Петухов Лог. Но по легенде его «основал» ссыльный беглец Петухов, который грабил с товарищами обозы и раздавал все бедным.
Некоторые села и поселки Егорьевского района появились потому, что пахотные земли крестьян находились далеко от их усадеб. Чтобы не терять время на ежедневные переезды, они строили небольшие заимки, а позднее перебирались туда жить. Так в 1923 году возник и Петухов Лог.
По легенде название логу, а затем и поселку дали в честь некого Петухова. Вместе с другими беглыми ссыльными он скрывался в бору, грабил обозы, проходившие по тракту, и раздавал добычу бедным.
В 1930-е годы в поселке жили более 600 человек, а в артель имени Совнаркома входило 151 хозяйство. С этим предприятием и была связана вся жизнь местных.
«Артель была миллионером! Одних грузовых автомобилей было 13 единиц, а председатель колхоза ездил на «Победе». Пасека собственная имелась, огородная бригада, сад был большой!», — вспоминал старожил Владимир Янгелев, который 30 лет был бессменным руководителем молочно-товарной фермы колхоза.
По воспоминаниям еще одной жительницы поселка Винниковой, школьников и молодежи в Петуховом Логу было много. Сельчане очень любили местный клуб, играли в волейбол на спортплощадке, работали и строили дома.
В 2022 года в Петуховом Логу числились 85 человек. А в районной газете от 2023 года указывали и того меньше — 49. Центр поселка сдвинулся на окраину — в единственный пока работающий магазин Егорьевского райпо. «Товары повседневного спроса» — до сих пор гласит надпись на здании.
Местные говорят, что сейчас в поселке живут всего два ребенка, которые ездят в школу в райцентр. Молодежь разъехалась. Культурная жизнь в селе остановилась после закрытия клуба.
Кстати, через Петухов Лог проходил Великий Шелковый путь — торговый путь в Монголию и Китай.
После Великой Отечественной войны алтайские энтузиасты мечтали о городе под названием Победа. Для него даже выбрали место: мрачную черневую тайгу, где образовали леспромхоз и производство, построили дома, аллеи. Но Победа по многим причинам так и не состоялась — состоялся Тягун.
Вся история о Победе помещается в двух старых папках Заринского межпоселенческого краеведческого музея. Всего несколько десятилетий назад на месте так и несостоявшегося города была тайга. Сибиряки называют эти мрачные темнохвойные леса «чернью» или «черневой тайгой», а район издавна звался Причернским краем. Раньше здесь пролегал Екатерининский тракт.
В 1948 году в этих местах образовали поселок городского типа Тягун. Название пошло от Тягунского хребта, который на старых картах именовался Задором.
Тягун начинался с временных бараков. Первым зданием, по воспоминаниям старожилов, стал барак, сбитый из корья, в котором разместили магазин и столовую. Спустя шесть лет здесь уже проживали 12,5 тыс. человек. Они построили леспромхоз, железную дорогу, механизированный карьер, а также жилье и все то, что называют объектами соцкультбыта.
В 1950-м в Тягуне начали строительство крупного железнодорожного депо. Как предполагает алтайский писатель Анатолий Муравлев, именно тогда и родилась мысль возвести город Победа. Когда на стройку депо искали рабочих, в объявлениях указывали не станцию или поселок Тягун, а город Победа.
А вот жители соседних деревень называли поселок «Столицей тайги». Ведь в Тягуне были не только больницы, школы и культурные заведения, но и 20 магазинов, а также телефон и водопровод. В Тягуне прокладывали тротуары, устанавливали уличные фонари, закладывали аллеи.
В Тягуне-Победе было негласное деление по национальностям, социальному классу и месту жительства. «Спецпереселенцев» (японцев, немцев, армян) обязывали соблюдать строгий режим: без разрешения коменданта не покидать поселок, а с 23:00 до утра не передвигаться по нему.
Первый массовый отъезд людей из поселка произошел в конце 1950-х. То был первый звоночек. Ударом для Тягуна стало сворачивание бурной работы железнодорожников из-за перехода к теплоходной и электрической тяге. А еще здесь необычайно часто случались пожары.
В 1990-х леспромхоз обанкротился, как и механизаторский карьер. А в 2010-х официальный сайт Заринска сообщил, что из-за бездорожья жители станции Тягун возили усопших на электричке в заринский морг.
Сегодня Тягун — не город и не Победа, но крупнейший по численности населения поселок в Заринском районе. Здесь живут почти 2 тысячи человек, а несколько лет назад открылся горнолыжный комплекс.
В начале XX века в Смоленском районе образовывали коммуны. Смычка была одной из них. Постепенно она разрослась до поселка — люди строили здесь избы и бани, рыли колодцы. У них все было общее и все делилось поровну. Только просуществовала Смычка недолго.
Поселок Смычка основали в Смоленском районе в 1929 году. Он располагался северо-западнее от села Смоленского. Изначально поселок был коммуной.
В коммуну вступали в основном жители села Смоленского: Филатовы, Казанцевы, Первухины, Шубины, Лапины и Горянинские. Одним из первых трактористов коммуны стал Мартаков.
В Смычке каждый строил для своей семьи дом и баню. Потом люди выкопали общий колодец, объединили скот, построили для него крытые помещения и свезли в поселок сельхозмашины.
На полях выращивали зерновые, табак, позднее — сахарную свеклу. Картофель сажали на огородах. Прославилась Смычка своими бахчами: здесь впервые в районе выращивали арбузы на огромных площадях. Их охраняли, а урожай делили между всеми или продавали крестьянам из других сел.
В 1931 году в коммуне Смычка было 23 двора. Спустя два года крестьяне своими силами построили небольшую школу, которая стала культурным центром поселка.
В 1940-м сюда переселились 10 семей из Украины. К тому моменту население Смычки превышало 500 человек.
Председатели Смычки менялись один за другим: многие боялись угодить под суд из-за малейшей провинности. Особенно если не выполняли первую колхозную заповедь — хлебосдачу государству.
После 1950-х жители Смычки стали переезжать в другие села, преимущественно в Смоленское и Линевское. Там были средние школы, клубы и хорошие магазины.
В 1970 году в Смычке еще жили 128 человек, через пять лет — 64. В 1983 году из села уехали последние жители: две пожилые сестры. Просуществовал поселок чуть более 50 лет.
Беглые крестьяне из Тобольского уезда создали в сибирском лесу поселение, назвали его в честь тайменя и понемногу богатели, обслуживая Сибирский тракт. А еще был у одного местного купца загадочный сейф, но это не точно.
Впервые деревню Тальменскую упоминали в дополнительной переписи 1721 года. Это одно из старейших поселений Алтайского края, ему уже 303 года.
В исторических документах название поселка обозначено как Тайменка. По легенде, деревню назвали в честь прихотливой рыбы тайменя. В переписи XVIII века деревня уже именовалась как Усть-Тальменская.
На самом деле место для поселения было не лучшим. Но беглые крестьяне из Тобольского уезда решили остановиться именно здесь, чтобы построить избы и перезимовать.
В начале 1740-х тальменцев приписали к демидовскому Колывано-Воскресенскому заводу, а после 1747 года они стали приписными царских заводов на Алтае. Заготавливали лес, выжигали древесный уголь, пахали.
Также тальменцы обслуживали Сибирский тракт, который связывал Томск и Барнаул. Тракт имел важное торговое значение, и село развивалось.
История сохранила имена тальменских купцов I-й гильдии Бубнова и Огороднова. В поселке сохранились дом-лавка Огороднова, двухэтажный деревянный особняк «Бубновский дом». По легенде, в районном отделе милиции хранился сейф Бубнова, ключ от которого сменяющийся начальник передавал следующему. Что было в том сейфе - до сих пор загадка.
В начале XX века через Тальменку прошла железная дорога от Ново-Николаевска на Семипалатинск, и крестьяне из европейской части России приехали сюда на освоение земель. А заодно привезли свою культуру. Например, переселенцы застраивали село улицами («порядками»). Главная улица поселка, бывшая Большая Тальменская, называлась в народе Сибирь, а еще одна — Рязань.
Особое место среди переселенцев занимали немцы Поволжья. Они приехали в Тальменку и ее окрестности в годы войны. Но большинство из них вернулось в 1990-х в Германию.
Сегодня Тальменка — один из крупнейших в России поселков городского типа.