Проникнись болью. Эксперты рассказали, что такое «свой» клиент и с чем его едят

ноябрь 21, 2024

На стартап-сессии «НТИ-ALTAI», прошедшей недавно в АГАУ, молодые технологические предприниматели поделились своими проектами и проблемами, с которыми сталкиваются на пути к коммерческому успеху. Одной из главных тем стала работа с клиентами. На помощь пришли коллеги и более опытные бизнесмены — в рамках дискуссии они обсудили, как найти своего «золотого» заказчика.

Стартап-сессия молодых технологических предпринимателей «НТИ-ALTAI».
Софья Комарова

Сформулируй боль

Работа с клиентами — это сложный, но важнейший аспект развития стартапа. Умение выявить и понять потребности аудитории, четко сформулировать ценность продукта и оперативно воплотить запрос в жизнь может стать решающим фактором успеха.

Найти свою аудиторию, понять ее потребности и построить продуктивные отношения — непростая задача для начинающих бизнесменов. Иногда случаются «промахи».

Одна из участниц сессии, молодая предпринимательница и победительница конкурса «Студенческий стартап» , сначала вовсе подумала не на тех. Она рассказала о своем проекте, направленном на поддержку органического земледелия. Первоначально предпринимательница считала, что ее продукт будет востребован среди садоводов-любителей, но после общения с аграриями на федеральных программах поняла, что основными клиентами должны стать более «крупные рыбы» — фермеры, сельхозтоваропроизводители.

Студентка АГАУ Александра Арыкова разработала средство защиты растений без химии.
Предоставлено altapress.ru

Она изменила подход, провела интервью с 250 представителями отрасли со всей России и уточнила сегмент: «Фермеры с землей от 50 до 200 тысяч гектаров, которые, как правило, получают субсидии от государства». Кстати, подробнее об инновационном проекте Александры, который получил миллион от государства,altapress.ru .

Эксперты подчеркнули, что четкое понимание целевой аудитории — основа успеха. Так, например, , генеральный директор компании «НИТРОГЕН», рекомендовал проникнуться болями потенциального заказчика:

«Сформулируй четко боль клиента, найди, кто готов дать тебе деньги, и работай с ним. Это может быть один заказчик, но он даст старт твоему проекту. Найди клиента, который даст тебе деньги, — и возможно, больше тебе ничего не надо делать».

Почему важно уметь слушать

Другой участник, Никита Раззамазов, развивающий проект по автоматизации обработки почвы, отметил, что главное — не только найти клиента, но и правильно услышать его запрос. Его команда учла пожелания потенциальных заказчиков на этапе разработки и благодаря этому получила три предварительных соглашения на покупку оборудования.

Уборка урожая
Анна Зайкова

Однако не всегда все проходит гладко. Как отметил молодой предприниматель Максим Кертель, одна из главных проблем, с которыми столкнулась его команда, — это объяснить клиентам, зачем им вообще нужны современные технологии:

«Мы приходим к фермеру, показываем, как работает наш компьютер, а он говорит: "И что это мне даст?" — делится Максим. — Приходится буквально "переводить" нашу технологию на их язык. Объяснять, что это не просто "мониторчик", а реально полезная технология».

Ценность скорости

Предприниматель Александр Ваганов отметил, что клиент платит за скорость и точность выполнения задач. Он подчеркнул:

«Если хочешь жить хорошо, ты должен делать то, что нужно людям. Они сами говорят, что им нужно, — просто услышь их. Успешный бизнес должен уметь слышать потребности клиентов и быстро адаптироваться к ним».

Александр Ваганов, генеральный директор компании «НИТРОГЕН». Стартап-сессия молодых технологических предпринимателей «НТИ-ALTAI».
Софья Комарова

Бизнесмен посоветовал молодым предпринимателям активнее взаимодействовать с клиентами, уметь быстро адаптироваться к их запросам и обеспечивать качество: «Скорость важна. Заказчик хочет видеть результат через 4-5 месяцев, а не через годы».