январь 17, 2025
Ян Малыхин шесть лет в предпринимательстве. И хотя это короткий срок, за это время он создал свою собственную компанию и вдвое увеличил отцовский бизнес.
Ян Малыхин
Соцсети Яна Малыхина
Начался путь предпринимателя далеко не с транспорта. В 2019 году Ян Малыхин вместе с товарищем Евгением Тимофеевым создал свою юридическую компанию. Тогда они только окончили вуз и решили заняться собственным делом.
Как рассказывает Ян, этот бизнес не требовал больших затрат, ведь удалось недорого арендовать помещение, а клиенты приходили через «сарафанное радио». Со временем, когда доход вырос, удалось нанять помощника и запустить рекламу.
Бизнес процветал и имел хорошие перспективы. Молодые специалисты работали с физическими и юридическими лицами, а одним из клиентов была транспортная компания отца Яна «М-Трак». Правда как рассказывает сам предприниматель, она не приносила какой-то огромный вклад, скорее была каплей в море.
Спустя два года Ян стал задумываться об участии в семейном бизнесе. Он рассказывает, что сразу в двух компаниях работать не получилось бы, поэтому встал выбор: продолжать свое дело или погрузиться в семейное. Ян остановился на втором варианте и закрыл юридическую кантору. Как оказалось не зря.
«Всего спустя месяц после того как я ушел в «М-Трак» отец серьезно заболел ковидом. Поначалу он как-то участвовал в управлении компанией, а потом его госпитализировали. Были контракты и клиенты, останавливать работу нельзя, поэтому я взял все в свои руки», – рассказывает Ян
За месяц работы под руководством отца наследник погрузился во все процессы «М-Трака». Он считает, что если бы не решился тогда оставить свою юридическую компанию, унаследовать семейную стало бы трудно из-за непонимания нюансов работы.
Компания «М-Трак» появилась в 2007 году. Она занимается перевозкой насыпных и наливных грузов. Это различные растительные масла, шрот, жмых и различные сельскохозяйственные культуры. Перевозят грузы по всей Сибири.
Когда отец Яна только основал компанию в ней был всего один автомобиль и водитель. Тогда директору компании самому приходилось перевозить продукцию, а порой он брал с собой сына.
Ян вспоминает эти поездки с теплом. Особенно отпечатался в памяти момент из детства, когда отец дал порулить. Семилетний мальчик так хорошо справился с вождением, что ему позволили купить много банок лимонада. Тогда у компании напитка была акция, если собрать определенное количество крышечек, можно поменять их на рюкзак. В итоге мальчик возвращался домой с кучей крышечек и чувством гордости за умение управлять КамАЗом.
Ян вспоминает, как участвовал в жизни «М-Трака» с малых лет. Отец никогда не настаивал на наследовании бизнеса, и говорил, что сын может заниматься всем, чем захочет. Но это не мешало ему с детства выполнять мелкие поручения вроде распечатывания документов и помощи на субботниках.
В 2021 году, когда компания перешла под управление Яна Малыхина, начались постепенные изменения. На тот момент в компании было всего шесть или семь машин для перевозки. При этом все они были старыми и требовали ремонта. Ян полностью обновил парк и увеличил его вдвое.
Новый автомобиль может стоить до 25 млн рублей. Раньше у компании были только зерновозы, а сейчас цистерны и самосвалы. Для них есть 15 тягачей. Такие изменения позволили расширить клиентскую базу, ведь появилась возможность перевозить не только сухие продукты, но и масла.
Работа есть всегда, как говорит Ян, в зависимости от дальности перевозки ежемесячно «М-Трак» выполняет 200-250 заказов. Они поступают примерно от сотни клиентов. Это птицефабрики, животноводческие предприятия и заводы по переработке сытья.
В штате «М-Трака» под руководством Яна появился механик, логист и множество других сотрудников. Всего в компании работает 20 человек. Кстати, начальник отдела логистики – Евгений Тимофеев, тот самый товарищ Яна с которым он открывал юридический бизнес.
Обеспечить такую большую компанию трудно, поэтому на помощь приходит государство. Например, по нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» Ян получил гран размером полмиллиона рублей. Помимо этого «М-Трак» получил господдержку в виде частичной компенсации стоимости техники. Субсидия вышла на 2,6 млн рублей, что равно 30% суммы, потраченной на полуприцеп и грузовик.
Годовой оборот компании на данный момент 150 млн рублей, но это не предел. У «М-Трака» есть большой потенциал на выход в страны ближнего зарубежья. Ян рассказывает:
Мы готовим нормативную базу, чтобы наша компания подходила для перевозки сырья в другие страны. Это произойдет в ближайшее время, потому что к нам поступают заявки из Казахстана и Киргизии по транспортировке подсолнечного масла.