Синдром Аспергера — это врожденное расстройство психологического развития, которое относится к расстройствам аутистического спектра (РАС).
«РАС – это группа расстройств, для которых характерны отклонения в социальном взаимодействии и способах общения, наличие стереотипий (повторяющихся действий, ритуалов). В зависимости от возраста, уровня интеллекта, сопутствующих расстройств и других факторов симптомы расстройства могут проявляться у людей в разной степени. При этом уровень интеллекта и речь могут не страдать», — рассказывает Анастасия Болюбаш.
В Международной классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, выпущенной под руководством ВОЗ (МКБ-10), синдром Аспергера отмечен как отдельный диагноз, включенный в группу расстройств аутистического спектра.
Но в новой версии классификации — МКБ-11 синдрома Аспергера как отдельного диагноза нет. Ему соответствует код 6A02.0 — расстройство аутистического спектра без нарушения интеллектуального развития и с легким нарушением речевой функции или без него.
В России опираются на МКБ-10 и пока неизвестно, когда будет переход на новую классификацию.

Как и при других расстройствах аутистического спектра, первые признаки у ребенка могут быть заметны еще до года или в раннем детском возрасте (до трех лет).
Нередко расстройство выявляют в школьные годы, когда ребенок готовится пойти в школу или уже учится.
Как уже упоминала психиатр ранее, симптомы расстройства могут отличаться у разных людей. Но все же есть несколько общих черт, присущих синдрому Аспергера.
В первую очередь, человек с расстройством не умеет ставить себя на место собеседника. Ему сложно представить, как оппонент может отреагировать на его слова или действия, поскольку чужие мысли и чувства для него загадка. Поэтому люди с синдромом Аспергера могут казаться бесчувственными и даже невоспитанными, ведь они просто не считывают эти модели поведения и общения.
Хоть у человека с расстройством нет нарушений речевого развития, но его речь может казаться безэмоциональной и ритмичной, словно у робота. Ведь для него общение — это не только обмен информацией, но и создание эмоциональных связей.

При этом трудности возникают не только на вербальном (словесном) уровне, но и на невербальном уровне. Например, пациент с синдромом Аспергера может не смотреть другому человеку в глаза при разговоре или, наоборот, не отводить пристального взгляда. Чужие мимика и эмоции для него плохо распознаются, а потому он может не понимать, когда человек использует саркастический тон, и принимать сказанное за чистую монету.
Кроме этого, людям с синдромом Аспергера свойственна зацикленность - стереотипные, повторяющиеся действия. Это могут быть как полноценные ежедневные ритуалы, без которых человек не может начать свой день, так и мелкие привычки. Например, человек будет повторять одни и те же действия в определенных, "нервных" ситуациях.
«Нередко во время разговора человек может начать накручивать волосы на палец или расковыривать ранку на пальце. Тем самым он неосознанно пытается себя успокоить, поскольку находится в стрессовой ситуации, — рассказывает Анастасия Болюбаш. — Но наличие только такой привычки еще не говорит о том, что у человека обязательно синдром Аспергера или другое расстройство аутистического спектра. Состояние человека необходимо оценивать в комплексе».

Действительно, среди людей с синдромом Аспергера немало известных личностей: актеры, ученые, общественные деятели. Анастасия Болюбаш объясняет это тем, что человек с таким расстройством склонен фокусироваться на одной теме, посвящая ей все свободное время. При этом он проявляет феноменальную настойчивость и терпение, тогда как обычный человек наверняка бы уже устал и отступил.
Но по этой же причине таким людям очень сложно переключать внимание на что-нибудь другое. Из-за этого у них может страдать учеба, работа и бытовая жизнь. Так, человек с синдромом Аспергера может решить сложную математическую задачу, но не знает, как приготовить простую яичницу или заправить постель.
Также у людей с расстройством может быть слабо развита гибкость мышления. Это значит, что ему сложно искать альтернативные решения проблемы.
По этой причине гениальность или высокий профессионализм — далеко не гарантия при синдроме Аспергера.

По словам Анастасии Болюбаш, наилучшую эффективность в лечении расстройств аутистического спектра оказывает поведенческая терапия, то есть обучение людей жизни в обществе, улучшению навыков коммуникации. «Чем раньше начата такая работа, тем лучше будет адаптирован человек в жизни», — отмечает специалист.
Самое важное - в нашем Telegram-канале