Зарплаты вверх
По данным на 2024 год, в пищевой промышленности Алтайского края работают 1109 организаций и 697 индивидуальных предпринимателей. В отрасли занято более 31 тыс. человек, а вместе с фармацевтикой — более 35 тыс.
Регион занимает 1-е место в стране по производству муки, крупяных изделий и продуктов зерновых для завтраков, 2-е место по сырам и БАДам, 3-е место по сливочному маслу и продуктам на основе меда, 4-е место по макаронным изделиям и сухой молочной сыворотке.
Зарплатную гонку никто не отменял. Средняя заработная плата в отрасли в 2024 году тоже выросла:
-
В пищевой промышленности — до 51,2 тыс. рублей
-
В секторе напитков — до 59,2 тыс. рублей
-
В фармацевтической промышленности — до 65,4 тыс. рублей
«Рост составил 19% по пищевой продукции, 32% по напиткам и 16% по фармацевтике. Если учитывать официальную инфляцию в 9,5%, можно сказать, что по всем направлениям зарплата действительно увеличилась», — подчеркнул Александр Большаков.

Какие отрасли отличились
В общем и целом, алтайские переработчики вышли в плюс. Общий индекс промышленного производства пищевых продуктов составил 102,4%, в секторе напитков — 114,7%, в фармацевтическом производстве — 101,5%.
Что касается отраслевого разреза:
По итогам 2024 года в масложировой промышленности наблюдается значительный рост производства. Индекс составил 129,6%. В частности, производство нерафинированного растительного масла выросло на 12,3% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, достигнув объема в 494,4 тыс. тонн. Производство рафинированного растительного масла также увеличилось на 12,4%, составив 135,5 тыс. тонн.
В сфере производства готовых кормов для животных зафиксирован стабильный рост. Индекс производства продукции (ИПП) за 2024 год составил 105,1% к уровню прошлого года. Этот результат обеспечен, в первую очередь, увеличением выпуска кормовых смесей и готовых кормов для домашних животных.
В отрасли производства прочих пищевых продуктов также отмечаются положительные тенденции. Индекс промышленного производства достиг 107%. Особенно выделяется производство хлебобулочных изделий, где ИПП составил 104,6%. Рост производства биологических пищевых добавок (БАДов) достиг 10,1%, а объем их выпуска в Алтайском крае составил 3,9 тыс. тонн. Производство кондитерских изделий увеличилось на 0,9%.

В производстве напитков за 12 месяцев 2024 года индекс промышленного производства составил 114,7% к уровню прошлого года. Рост обеспечен за счет увеличения выпуска всего ассортимента: этилового спирта (101,6%), водки (117,3%), пива (123%) и минеральных вод (112%). Общий объем производства минеральных и питьевых вод достиг 485,8 тыс. тонн.
«Опережающая динамика отмечена в рыбной, плодово-овощной, масложировой промышленности, в производстве хлебобулочных и кондитерских изделий, а также прочих пищевых продуктов. В целом производство превысило уровень прошлого года», — рассказал Александр Большаков.
И миллиарды были
За девять месяцев 2024 года объем инвестиций в пищевую промышленность региона составил 8,3 млрд рублей Это на 135% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Компании вкладывали средства в:
-
Закупку современного оборудования.
-
Капитальные ремонты и модернизацию предприятий.
-
Расширение ассортимента продукции.

Наибольшие объемы средств в 2024 году компании направили на развитие производства готовых кормов для животных (2450 млн рублей), прочих пищевых продуктов (1 710 млн рублей), мукомольно-крупяной (1 263 млн рублей) и мясной (984 млн рублей) промышленности.
«Несмотря на сложные финансовые условия, предприятия продолжали инвестировать в производство, проводили капитальные ремонты, обновляли оборудование. Процесс фактически не останавливался, а даже превысил прошлые годы», — отметил Большаков.
География поставок шире
По оперативным данным, в 2024 году экспорт пищевой продукции из Алтайского края составил 3,8 млн тонн в натуральном выражении и 511 млн долларов США в текущих ценах. Окончательные данные будут опубликованы в марте, но уже сейчас очевидно, что показатели превысят уровень 2023 года.
Основные экспортные товары:
-
Подсолнечное масло (13% от общего объема экспорта).
-
Крапсовое масло (12%).
-
Пшеница и подсолнечник (по 9%).
-
Кондитерские изделия (8%).

Главные торговые партнеры региона:
-
Китай — 42% экспорта.
-
Казахстан — 31%.
-
Монголия — 4%.
-
Иран и Туркмения — по 3%.
Продукцию наши предприятия поставляли в 49 стран мира.
Прогнозировать ситуацию в пищевой промышленности сложно, однако, по словам Большакова, резких спадов не ожидается.
«Наша задача — создать условия, при которых предприятия смогут стабильно работать, получать поддержку и находить новые рынки сбыта. В 2025 году будем продолжать развивать экспорт, помогать компаниям привлекать инвестиции и поддерживать производителей в условиях непростой макроэкономической ситуации», — заявил глава Алтайпищепрома.
Самое важное - в нашем Telegram-канале