Какие нам нужны учителя?

октябрь 7, 2008

Школа.
Анна Зайкова

Учитель не главнее ученика

, лицей "Грани"

– Плохих учеников не бывает, во всяком случае мне не встречались, а я работаю 20 лет. Может быть, мне просто повезло. Думаю, что так, хотя я с разными контингентами работала, не только в 42-й гимназии 12 лет, а и в 54-й школе полгода... Это школа возле АЗА. Там, конечно, были дети с печатью вырождения на лице. Видно было, что у них в семье давно и много пьют.

Но тем не менее если видеть в человеке человеческое и апеллировать к человеческому, то человеческое и откликнется. А если апеллировать к звериному, то откликнется звериное. Это же законы тождества, законы вселенной какие-то.  У меня и с родителями всегда были отношения вот такие: мы делаем общее дело, в этот момент мы являемся счастливыми свидетелями роста человека.

Сейчас, когда мы живем в постиндустриальном обществе, главное, чтобы учитель был мотиватором. Чтобы он мог создать такую ситуацию, в которой человеку хотелось бы дальше жить, общаться, что-то читать, интересоваться наукой и так далее.

У нас они – нормальные мальчишки

, директор школы Бийской воспитательной колонии

– Я оцениваю свою школу как хорошую. И ребята говорят, что для них это самое светлое пятно в жизни. Они для нас в первую очередь ученики, дети. Знаете, вроде они преступники, но их... просто вот жалко. По-человечески жалко. Может быть, по этому и отношение к ним вот такое: где-то подкормишь, где-то поможешь.

Почти каждому мальчишке учительница заменяет  мать, тем более что родным матерям многие из них были не очень-то и нужны. Некоторые говорят: «Была бы у меня такая мать, как вы, я бы, может быть, и не сел». Они так нуждаются в своих учителях! И очень хорошо к ним относятся, я бы сказала, гораздо лучше, чем в любой школе на воле.

Некоторые наши дети очень способные. Очень хорошо учатся, быстро все усваивают. Но это редко. Грешно, конечно, говорить, но мы, как и все учителя, мечтаем, чтобы таких было больше. А в основном у нас, конечно, педагогически запущенные дети. Я считаю, что на личность каждого оказала влияние семьи – ведь они у нас кто сироты, кто детдомовские, у кого родители пьют; у кого только один родитель... Основная масса детей такая. И наша школа сильно отличается от любой школы на свободе.

Воспитать, перевоспитать мы, наверное, можем не каждого. В течение года у нас почти стопроцентная сменяемость. Может, мы и больше могли бы сделать, но только привыкнем к ребенку, как его от нас переводят.

С Божьей помощью учитель добьется многого

Ольга Синявина, председатель краевой общественной организации «Родительский комитет»

– Родители  должны быть в курсе всех школьных дел своего ребенка. И уроков его, и того, где он проводит время, и какой у него класс, и какая учительница. Тем более сейчас, когда столько несправедливости. Ребенок пошел в школу – мать должна быть дома, заниматься воспитанием своего ребенка, чтобы он не свалился в двоечники, потому что, когда ребенок отстает, у него пропадает желание учиться, и он прибивается ко всему плохому.

У нас в первом классе собрались гиперактивные дети – и что с ними делать? Учительница очень хорошая: и умница, и молодая, и с большим желанием работать. Но дети все без тормозов. От чего это идет? От семьи? Не знаю, такой ребенок может быть в любой семье.

Поэтому сложно все в школе, а не так, чтобы было по полочкам разложено:  это хорошее, это плохое. Так все перемешано...

Я бы не сказала, чтобы мне встречались учителя, которые совсем уж не хотят работать с детьми, но есть люди, уставшие от своей профессии. Сейчас  жизнь такая – несправедливая.

Тема-то больная: ну что такое, учителя получают копейки, а кто-то сидит в конторе, бумажки с место на место перекладывает, у него 20–30 тысяч зарплата.

Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок стал школьным учителем?

Да, скорее хотел(а) бы

17

Нет, скорее не хотел(а) бы

64

Затрудняюсь ответить

19

Опрос 16 000 россиян проведен ВЦИОМ 27–28 сентября 2008 года.