Легенда или миф?

апрель 22, 2009

На прошлой неделе имя Аллы Пугачевой заполонило телеэфир. Артистка отмечала 60-летие и прощалась со зрителями, заявив об очередном уходе со сцены. В чем секрет феноменальной популярности Пугачевой – большой талант или грамотный пиар? Это – тема сегодняшнего дискуссионного клуба.

Недвуличная артистка

Сергей Будкеев,
профессор, заведующий кафедрой искусств Алтайской государственной педагогической академии:

Не стал бы называть артистку ни мифом, ни легендой. Это слова преувеличенного и сказочного характера. А если все-таки надо сделать выбор, тогда уж – легенда. Я считаю Аллу Пугачеву одной из самых выдающихся певиц и музыкальных деятелей на отечественной эстраде. Факторов ее популярности на протяжении столь долгого времени очень много. Это человек огромного таланта, работоспособности, умения находить общий язык с самыми разными людьми. На эстраде немало разных и сложных личностей, поэтому уметь ладить со многими – это талант. У Аллы Пугачевой невероятная харизма, которой не так много у отечественных музыкальных деятелей. А еще, может быть, это самое главное, что невозможно объяснить, – что-то мистическое ведет ее по жизни и помогает ей. У нее многое получается. 

Мне кажется, она искренняя и недвуличная. У многих эстрадных исполнителей что-то получается и даже иногда их творчество берет за душу. Но я им не верю. Я различаю настоящую эстраду, эстрадную музыку, назовите ее хоть попсой, и шоу-бизнес – термин, состоящий из двух слов. Бизнес портит музыкантов, он много портит того, что делается для зрителя, того, что нужно музыканту. Вспомните систему Станиславского: верю – не верю. Вот Пугачевой я верю, а многим другим – нет. Она искренна, не стесняется публично говорить о бытовых, личных вещах, о которых другие предпочли бы промолчать. Пугачева многогранна, у нее большой разнообразный талант. Она деятельный человек. Я разграничиваю просто певицу и деятеля, который продуктивно работает в этом направлении.

Зрительская популярность – вещь очень спорная. Некоторым нравятся плохие музыканты. Она к таким не относится. Возможно, скоро кто-то из молодых представителей эстрады дорастет до ее уровня и можно будет сравнивать их с Аллой Пугачевой. Тут имеет значение не только степень таланта, но и количество прожитых лет. Я не могу поставить Пугачеву рядом с кем-то, даже из ее поколения артистов, потому что таланта не хватает.

Ее профессионализм – под сомнением

Владимир Токмаков,
писатель:

Феномена никакого нет. Алла Пугачева была символом советской суррогатной свободы. Так же, как, например, "разрешенные" поэтические бунтари Евтушенко и Вознесенский, те, кто был нужен, чтобы показывать Западу: видите, у нас тоже есть свобода творчества. А наши забитые советские люди, не избалованные разнообразием культурной жизни, уставшие от серости советской эстрады, были поражены появлением Пугачевой – оказывается, можно исполнять песенные номера совсем по-другому! Трагедия Пугачевой в том, что по своей сути она всегда оставалась – по сравнению с мировой эстрадой – вторичной и провинциальной. А соответственно, все эти годы ее царствования на советской и постсоветской эстраде глубоко провинциальными, не просвещенными, не развитыми в вопросах масскульта и шоу-бизнеса оставались все наши любители легкого жанра. Для меня популярность Пугачевой всегда ассоциировалась с мексиканскими или бразильскими сериалами: та же целевая аудитория, тот же уровень интеллектуального развития, тот же финал – забвение через три – пять лет после исчезновения из "телеящика" и со страниц таблоидов.

Пугачева и ее семейный клан, думаю, несет ответственность за ту серость, форматность, убогость, которая благодаря ее колоссальному влиянию установилась на нашей эстраде в 1990-е годы. На ее совести наверняка судьбы десятков молодых талантливых исполнителей, не вписавшихся в ее понятие эстрадного исполнительного искусства и оставшихся за бортом нашего "корявого" шоу-бизнеса. Наш шоу-бизнес, как и кинематограф, погубят семейные кланы.

Бесконечные "Рождествен­ские встречи", песни про мадам Брошкину, таблеточку-малолеточку – все это банальное зарабатывание бабла. Не нужно произносить таких красивых слов, как "самопожертвование", "творческий подвиг", когда речь идет о нашем шоу-бизнесе. Вот вы способны поверить в истинную любовь между Пугачевой и Филиппом Киркоровым? Вы вообще способны поверить, что эти люди хоть что-то делают, говорят или исполняют совершенно искренне? Я, допустим, никогда им не верил. Я бы поставил под вопрос профессионализм Пугачевой последних лет, тех же "Рождественских встреч" – все предсказуемо, банально, однообразно. Чтобы стать мифом или легендой, у человека должна быть действительно трагическая судьба, свой путь. На эстраде, если ты хочешь остаться в истории, очень важно уйти вовремя, эффектно, чтобы тебя запомнили на пике популярности и успеха, а не цепляться за подмостки до последнего.

Любима зрителем и властью

Михаил Герцович,
шоумен:

Феномен Аллы Пугачевой в том, что она появилась на эстраде в то время, когда шла смена эпох. Кто-то из ее коллег по цеху пел патриотические песни, кто-то – откровенно сопливые. А вот она исполняла песни о душе, о женщине, очень лирические песни. У нее было свое лицо. Можно говорить, что сегодняшняя популярность Пугачевой – это результат высоты, взятой 20 лет назад. 

Спустя 30 лет с того момента, как она появилась на советской эстраде, ее никто не смог сломать. Свое лицо она не потеряла. В минувшее воскресенье по телевизору показали ее бенефис. И кто-то из гостей Аллы Пугачевой сказал очень хорошую фразу: "Мужей у тебя было много, а зритель у тебя один на всю жизнь". Ее всегда любили зрители, она всегда была любима властью. Ту планку, которую она поставила перед собой изначально, Пугачева ни разу не опустила. Ее всегда уважали и коммунисты, и демократы, и первый президент, и второй.

Она была певицей ТОЙ эпохи, был заложен совершенно иной фундамент, не тот, который закладывают в современных исполнителей. Сейчас совершенно другая политическая и экономическая эпоха. Навскидку даже нельзя назвать имена нынешних исполнителей, которых можно сравнить с Пугачевой. Она яркий представитель целой плеяды таких артистов, как Тамара Гвердцители, Лариса Долина, София Ротару. Говоришь про человека – сразу понятно, о ком идет речь.       

Алла Пугачева, безусловно, легенда, она – реальная легенда. Не зря к ней тянется молодежь. Ее уважают не за деньги, не за популярность. Ее уважает за творчество, которому она отдала всю жизнь. Она очень яркий, интересный человек.

Я не могу не любить творчество артистки, Пугачеву, как личность, потому что ее любят мои друзья, родственники, любят ее песни.