апрель 24, 2009
Каждодневная жизнь предпринимателя похожа на котел, в котором бурлит варево из встреч, идей, бизнес-решений и заботы о близких. Время от времени у каждого из них возникает желание выбраться из этого котла, чтобы лишь посмотреть на огонь очага, успокоиться и отвлечься. И, как ни странно, в ряде случаев решить эту задачу помогают экстремальные виды отдыха, которыми увлекается достаточно много бизнесменов в Алтайском крае. По мнению Валерия Гачмана, генерального директора компании "Грана", занятие таким видом спорта – это защитная реакция организма бизнесмена на перегрузки.
"Наша главная проблема, – говорит он, – состоит в том, что мы слишком загружены работой и не умеем отвлекаться от нее, трудимся с раннего утра до позднего вечера и часто без выходных. Дайвинг, горные лыжи, виндсерфинг – все это помогает отвлечься. Никакой большой мудрости за этим не стоит. Любые нагрузки требуют полноценного отдыха". "ВД" выяснило, при каких обстоятельствах некоторые предприниматели приобщились к тому или иному виду активного отдыха, почему при этом не боялись набить шишек и как им помогает их увлечение в работе. Выяснилось, что погоня за адреналином вовсе не главное для них. Им хочется свободы и уединения.
Известно, что лучший способ отдохнуть – сменить обстановку. Вот и предприниматели, "подсевшие" на активные виды отдыха, согласны с этим утверждением. "Каждому свое. Кому-то удобнее и интереснее съездить на пляж. Я тоже иногда это делаю. Но прыжки с парашютом дают совсем иные ощущения", – говорит Дмитрий Белоусов, директор компании "Окна-люкс" из Бийска. Эти самые ощущения и есть смысл увлечения у предпринимателей. "Сложно описать, что дают прыжки с парашютом. Если попытаться выразить эти эмоции одним словом, то это, пожалуй, свобода: ты один, наедине с собой, как птица в полете", – продолжает г-н Белоусов.
К уединению стремятся и другие. "Мы с друзьями уже много лет ходим на лошадях в горы – туда, где даже доступ к связи ограничен. Когда за шесть дней пути к Белухе по берегу Катуни и обратно никого не встречаешь, кроме одного пограничника, это здорово", – делится впечатлениями Валерий Гачман. И Андрей Олишевский, генеральный директор компании "Алтайская ярмарка", отвечая на вопрос: "А почему горные лыжи?" – говорит: "Требуется уединение. Поэтому туризм, походы, лыжи становятся доминирующим способом отдыха".
Любопытно, что именно экстремальные виды отдыха, соединившие физические нагрузки, адреналин и то самое "чувство свободы", помогают по-новому настроиться на работу. "Активный отдых очень сказывается на работоспособности. Он эмоционально заряжает, дает энергию. Становишься спокойным и менее восприимчивым к стрессам. Физически, конечно, устаешь. Зато морально становишься сильнее", – говорит Михаил Васильев, генеральный директор группы компаний "Аквамир".
По мнению Александра Старыгина, увлекающегося самолетным спортом, его хобби существенно сказывается на его подходах к работе: "С высоты птичьего полета все земные проблемы кажутся такими мелкими! В воздухе ты учишься брать на себя ответственность. Ведь там, в самолете, ты отвечаешь за все один. Есть ты и твое дело, надеяться не на кого. И это умение очень помогает в бизнесе: легче принимаются решения и при этом с полной ответственностью".
Обладают активные виды спорта, особенно наиболее распространенные вроде горных лыж, и чисто практической пользой. "Мне лыжи помогли познакомиться и подружиться с рядом интересных для меня людей, – говорит г-н Олишевский. – Некоторых, к сожалению, уже нет. Например, бывший директор "Алтайкрайгаза" Владимир Головин давал мне первые уроки катания в Белокурихе. Конечно, специальной задачи – заниматься сближением через лыжи – нет, но большинство людей, с кем я встречаюсь, катаются или хотят кататься. В этом году на "Зимней зерновой конференции" в Белокурихе мы, например, поставили на лыжи главу российского зернового союза Аркадия Злочевского. Он был очень доволен".
Нельзя сказать, что своим увлечениям предприниматели уделяют чересчур много внимания, но без них их жизнь теряет некий вкус. И поэтому они готовы тратить время, довольно существенные средства и даже немного здоровья (на этапе обучения), чтобы не потерять эту "изюминку".
Тяга к авиации у меня была с детства. Я долго занимался авиамоделизмом. Прыгать с парашютом решил самостоятельно года четыре назад. Услышал, что где-то в Барнауле есть парашютный клуб. В Интернете нашел координаты, дозвонился до аэродрома. Там мне сказали, что можно приехать к 9.00 и совершить прыжок с небольшим предварительным инструктажем. И я приехал. И прыгнул. В тот год мне удалось сделать три прыжка.
Потом я приехал еще раз. Тогда уже появилась возможность совершить затяжной прыжок в тандеме. И это уже совсем другие ощущения – те, которые и ждешь от прыжка. Теперь я езжу прыгать в Новосибирск. Там высота, на которую может подняться самолет, больше – 4 тыс. метров. В Барнауле раньше поднимались на 3 тыс. метров, однако сейчас разрешено только на 2 тыс. Всего я совершил более 200 прыжков. Каждый раз я не просто прыгаю. Мы отрабатываем технику: подходы, построения.
В прошлом году мы ездили в подмосковный Чехов, где установлена единственная в России аэродинамическая труба, действующая по принципу свободного падения. О впечатлениях я даже не говорю, но важно, что там нарабатываются навыки пребывания в воздухе. Я провел там два часа, они приравниваются по уровню приобретения навыков к 200 прыжкам.
Все началось четыре года назад. Я только начал работать директором барнаульского подразделения сети "Спортмастер", и от производителя горнолыжного снаряжения Volkl мне поступило предложение поучаствовать в ски-тесте новой коллекции горных лыж и сноубордов. Решил, почему бы и нет, заодно и научусь. В Абзаково (Башкирия) съехались 150 сотрудников и оптовых клиентов ТС "Спортмастер". И оказалось, что из этих 150 только я не умею кататься. Все поднялись на самую высокую гору, и я за ними. Но все тут же уехали, а я-то остался. Да еще туман. В результате я спускался больше двух часов: где на пузе, где на попе, но съехал. Было очень жестко, но мне понравилось. И все – с тех пор я катаюсь, очень нравится. И снаряжением пользуюсь все той же марки.
Горы – это возможность отключиться от всего. Правда, потом тяжело включаться – в глазах только снег и горы, и надо мучительно входить в трудовой режим. Жаль, что зима такая короткая.
У лыжников и сноубордистов существует противостояние. В этом году я захотел понять "врага" изнутри и попытался освоить сноуборд, выяснить, чем он так хорош. Но времени было очень мало, поэтому я успел только все себе отбить, но не научиться. В следующем сезоне обязательно научусь.
Я не барнаулец, живу здесь с 1982 года, зима меня страшно угнетала, я жил от весны до осени, а с наступлением холодов мечтал впасть в спячку. Когда я встал на лыжи, зима приобрела для меня новые краски, я даже стал ждать ее.
На лыжи меня поставили друзья. Мне не важно, как называется мой стиль катания, нет задачи отшлифовать свое умение до профессионального уровня. Мне важно, как я себя чувствую, важно понимать, что какие-то движения я делаю сегодня лучше, чем вчера. Уверенность на горе зависит не от уровня катания. Она приходит, когда тебе начинает нравиться и ты понимаешь, что ты можешь.
Я катался в Австрии. Там очень длинные горки, можно по 40 минут спускаться, а не как у нас в Белокурихе: 30 секунд – и ты уже внизу. Заметил там пожилую пару французов, они ехали стилем, которым здесь практически не катаются: с маленькими частыми дугами. Очень красиво. Я пристроился за ними и начал копировать. На середине горы они меня заметили, понимающе улыбнулись.
У нас в округе я все объездил. Пожалуй, лучший комплекс в Красноярске. Он создан австрийцами. Все красиво, удобно. Есть даже кабинки для хранения и сушки ботинок, это редкость. А вот Белокуриха, к сожалению, сдает свои позиции, в первую очередь с точки зрения сервиса.
Я всегда любил заниматься спортом, и обычным, и тем, который принято называть экстремальным. У меня 36 прыжков с парашютом, увлекаюсь виндсерфингом, сноубордом, рафтингом, катаюсь на горных лыжах. Дайвинг стал просто одним из шагов на этом пути. Это было в 1992 году, я оказался в Геленджике, у меня появилась возможность погрузиться с аквалангом. Потом был достаточно длительный перерыв. Возобновил эти занятия я в 1997 году, когда оказался в южных морях.
Дайвинг – это технически сложный вид спорта. Заниматься им серьезно, не пройдя обучение, нельзя. Каждые 10 метров – это давление, равное одной атмосфере. Но если пройти обучение и соблюдать инструкции, то этот вид спорта не будет казаться таким уж опасным. Я сдал все необходимые экзамены, получил сертификат. После этого я совершил уже 110–115 дайвов (погружений).
Погружаясь, ты оказываешься в совершенно иной среде. Это абсолютно другой мир, без преувеличения – космос. Там есть краски и их сочетания, которых нет на земле. Отдельный разговор – это морские животные и рыбы. Сложно описать ощущения, когда в полуметре над тобой проплывает скат-рогач с размахом "крыльев" 4–5 метров. На него даже с корабля смотреть страшно. Именно его моряки в старину называли черным дьяволом. А о впечатлениях от встречи с дельфинами нужно рассказывать в отдельном материале. Животные под водой ведут себя иначе, чем на суше. Ни один зверь на земле не позволит подойти к нему вплотную. В море это возможно, хотя ни одно морское животное не дает к себе прикоснуться.
Этой зимой я внезапно увлекся сноубордингом. Сначала жена робко предложила: "А давай попробуем?" И мы попробовали: вместе с друзьями в выходные приехали на базу "Авальман", арендовали снаряжение и набили кучу шишек. Но очень понравилось! Поэтому почти сразу приобрели собственную экипировку, и… затянуло, как в водоворот. Учились в основном сами, к услугам инструктора прибегали только один раз, чтобы он поставил технику. А уж оттачивали ее самостоятельно. В процессе к нам подключился брат с семьей. После Нового года мы пять раз выезжали в Шерегеш.
Пока больше всего удовольствия приносит преодоление страха, каких-то препятствий, каждое новое ощущение. Кроме того, мне нравится менять трассы, пути спуска – изведывать что-то новое. Возможность ежесекундно принимать новое решение – это тоже удовольствие.
Пока мне не важно, как я выгляжу на горе. Но важно, в каком я снаряжении. Здесь очень важна безопасность и комфорт, поэтому к выбору экипировки мы подходили очень ответственно.
Все началось с того, что около семи-восьми лет назад у меня появилась игра-симулятор на тему полетов. Стало интересно увидеть их "вживую", и для своей телепрограммы я снял сюжет о барнаульском аэроклубе. Увиденное меня поразило сходством с самолетами Второй мировой войны. И возникло желание полетать. Переборов свой вестибулярный аппарат, я начал заниматься с инструктором.
Самое интересное в самолетном спорте – это манипуляции. Их необходимо сделать очень много, чтобы даже просто запустить двигатель самолета! Все делается вручную, никаких вспомогательных приборов нет. Ты летишь, а тебе еще надо контролировать массу параметров. Говорят, если человек освоит Як-52, он может запросто летать на любом самолете, потому что винтовой самолет в управлении сложнее реактивного.
Инструктор может подтвердить: у меня – одна из лучших посадок среди барнаульских летчиков-непрофессионалов. И я с первого раза сдал экзамен, чтобы получить право летать самостоятельно, без инструктора.
Межсезонье, когда нет полетов, я переживаю спокойно: оттачиваю мастерство на симуляторе. Я купил самый современный джойстик и педали, и, надо сказать, упражнения на симуляторе ничуть не легче, чем реальный полет.