октябрь 27, 2008
Финансовый катаклизм сильнее всего проявит себя в январе-феврале будущего года. Об этом заявили представители Ассоциации туроператоров России (АТОР) в Москве, в этом же уверены и барнаульские эксперты. Однако уровень проблем у федеральных и алтайских компаний будет несопоставим.
В чем главная проблема крупных туроператоров, осуществляющих перевозки туристов за границу? В течение всего лета с галопирующей скоростью поднимались цены на авиатопливо. Топливный сбор, который обязаны платить клиенты, не всегда успевал за ростом цен на горючее. В итоге, как сообщили представители АТОР, туроператоры вынуждены были частично доплачивать за туристов из своего кармана. Покрывать дополнительные расходы им позволяли оборотные средства, возросшие за счет увеличения турпотока. В этом году рост отдыхающих за рубежом, по данным АТОР, составил 127% по сравнению с прошлым годом, в то время как в мире – только 105%. Сейчас продажи турпутевок, особенно на следующий год, снизились, а затраты – нет. У туроператоров обозначился дефицит средств. Кроме того, крупным компаниям необходимо заранее выкупать гарантированные блоки мест в отелях, в самолетах. Обычно для этого привлекались кредитные средства. Сегодня получить займ будет крайне сложно, тем более – на приемлемых условиях.
"Крупным туристическим компаниям придется как-то лавировать, договариваться с иностранными партнерами. У нас в крае компаний такого уровня нет", – пояснила ситуацию Татьяна Ефимова, директор компании "Возрождение-трэвел". По ее словам, влияние финансового кризиса на турбизнес в данный момент носит скорее характер психологического давления, создает некоторый дискомфорт. Из-за него часть клиентов, намеренных отправиться на отдых в рождественские и новогодние праздники, заняла выжидательную позицию – продажи путевок идут не слишком активно. Впрочем, по данным других агентств, как раз праздничные туры и по сей день пользуются повышенной популярностью. "Несмотря на кризис, люди по-прежнему готовы отдыхать: сменить обстановку, разгрузиться. Да и планировали поездку многие клиенты достаточно давно", – считает Татьяна Сажаева, директор по развитию компании "Охота". "Некоторые новогодние поездки рискуют сорваться только по той причине, что люди в контексте финансовых катаклизмов будут особенно крепко держаться за свои рабочие места", – считает Елена Шушакова, генеральный директор компании "Регион-сервис".
Настигнет же кризис алтайский турбизнес, по прогнозам, в начале будущего года, хоть и в меньших масштабах, чем на федеральном уровне. "Январь и вообще первый квартал всегда не очень удачен для нашей отрасли. В будущем году мы это почувствуем особенно сильно. В это время владельцам баз нужны оборотные средства для начала работы в новом сезоне, для строительства и реконструкции объектов. Получить кредит в банке будет, наверное, невозможно, а при таких процентах и просто нелогично", – полагает Татьяна Сажаева. По словам Елены Шушаковой, пока алтайские туркомпании не замораживают своих проектов и намерены дальше инвестировать средства в собственное развитие. Более ясной ситуация будет, по ее мнению, в начале года. Однако уже сейчас появилась другая тенденция: те базы Горного Алтая, которые работали все лето и частично прошлой зимой, в наступающем сезоне открываться не намерены. Таким образом, все усилия алтайских туркомпаний по снятию проблемы сезонности, которые предпринимались в последнее время, пойдут насмарку.
Вместе с тем представители турбизнеса не считают, что в будущем году резко снизится число туристов, возможно, произойдут лишь некоторое их перемещение из одного сегмента в другой. "Люди уже научились правильно понимать отдых, получать от него результат: улучшение здоровья или общего состояния, позволяющего более эффективно работать в будущем", – считает Татьяна Ефимова. Такого же мнения придерживаются эксперты федерального уровня. "В последнее время рост индивидуального сектора российского выездного туризма был на уровне 20-30% в год. В связи с кризисом темпы его роста, вероятнее всего, снизятся, но он продолжит расти, и рецессия на нем не прогнозируется", – считает Алексей Крылов, руководитель комитета по законодательству АТОР. Скорее всего, полагают эксперты, не уменьшится число туристов и на Алтае. "На продажах путевок в Горный Алтай и Белокуриху вряд ли кризис отразится "с размахом": люди привыкли здесь отдыхать, и они будут рассматривать варианты отдыха рядом с домом, без особых рисков", – говорит Татьяна Сажаева.
Предполагается, что больше всего пострадает сегмент делового и корпоративного туризма в связи с тем, что фирмы-заказчики снизят так называемые социальные расходы, в том числе на отдых, проведение корпоративных выездов и на туры-поощрения. "Сейчас сложно давать точные прогнозы, но, думаю, корпоративный отдых "подсядет", – говорит Виталий Брегадзе, руководитель туркомплекса "Стик-трэвел". – Компании оптимизируют свои бюджеты. Сокращение расходов, скорее всего, коснется не только направлений рекламы, связи, но и корпоративного отдыха. Более ясной картина будет в январе-феврале, пока мы не вели переговоров на эту тему ни с агентствами, ни с постоянными клиентами".