ноябрь 17, 2008
Официальная позиция властей продолжает оставаться неизменной: "Есть некоторые трудности, но они преодолимы". На самом деле предприниматели в своих выступлениях подтверждают, что кризис будет глубоким, затяжным и, по всей вероятности, беспощадным. Мы продолжали задавать представителям бизнеса главные вопросы дня: сильно ли вы пострадали от кризиса, как долго он продлится, есть ли у вас программа действий?
– В какой степени финансовый кризис затронул ваше предприятие и рынок, на котором оно работает?
– Я уверен, что нет компаний, которых бы кризис не затронул или не затронет в ближайшем будущем. Мы наиболее близки к кризису уже в силу принадлежности к текстильной промышленности, которую журнал "Эксперт" поставил на второе место (после строителей) по степени воздействия кризиса. "Эксперт" обосновал это длительным периодом движения оборотных средств.
Я бы назвал в качестве главной причины последствий финансового кризиса для нашего предприятия выпуск тканей для спецодежды. Сейчас все срочно кинулись сокращать затраты. Очевидно, что при этой работе в первую очередь сокращают затраты на спецодежду. Последние три года мы работали над увеличением своего присутствия в рынке спецодежды, не связанном с силовыми структурами. И надо отметить, что у нас были стабильные успехи на этом направлении, обороты по нему стабильно росли. Но сегодня мы ощущаем, что спрос на ткань для спецодежды резко снизился (примерно с сентября-октября). Однако основным покупателем для нас всегда являлись силовые структуры (МО РФ, МВД РФ и т. п.), поэтому пока мы просто активнее переключаемся на этот рынок, где платежеспособность контрагента не вызывает сомнений. С 10 по 12 декабря в Москве пройдет очередной аукцион на право поставки вещевого имущества для нужд силовых структур РФ. Мы обязательно будем принимать в нем участие и надеемся выиграть. Если все получится, то сможем обеспечить себя заказом на I квартал 2009 года – по моему мнению, наиболее острый период кризиса. Кроме того, в текстиле невозможно платить высокие заработные платы, что сокращало наши возможности по набору персонала. Сегодня, когда в других компаниях начались сокращения, мы активно доукомплектовываем штат, чтобы увеличить выпуск продукции для силовых структур.
– Отразился ли мировой финансовый кризис на объеме потребления услуг сотовой связи в Алтайском крае?
– Пока мы не чувствуем снижения спроса на наши услуги. Однако в перспективе мы предполагаем, что такое снижение может произойти, и готовимся к подобному сценарию развития событий, оптимизируя наши денежные потоки. С другой стороны, мы считаем, что отрасль связи находится в целом в более комфортном положении, чем другие, поскольку предоставляет услуги, которые воспринимаются в обществе как достаточно "базовые". Вряд ли наши клиенты смогут полностью отказаться от общения или драматически снизить его объем.
– Хотя большинство торговых сетей открыто не заявляют об увольнении сотрудников, этот процесс планомерно идет. Насколько нам известно, вашу компанию он тоже не обошел стороной.
– Списки на увольнение мы не готовим, но месяц назад в рабочем порядке проводилось небольшое сокращение штата в рознице с одновременным увеличением заработной платы персоналу. Целью была оптимизация расходов. Управленческий аппарат не сокращается, поскольку за 2008 год нами было открыто 26 магазинов, а штат был увеличен незначительно. Однако если мы будем вынуждены затормозить развитие сети в связи с углублением кризиса, то последуют изменения в штатном расписании.
– Вы ощущаете влияние кризиса на своем бизнесе?
– У нас получается очень интересная ситуация: кризис вроде бы и есть, но его при этом как бы и нет. Если прислушиваться к СМИ, то можно узнать, что создаются какие-то антикризисные программы, нам пытаются внушить, что кризис нас не коснется. А на самом деле получается все с точностью наоборот. Люди напуганы, и никто уже не доверяет ни государству, ни правительству. Поэтому советы "не складывать все яйца в одну корзину" ни к чему не приводят. Потому что уже и яиц-то не осталось. Корзины есть, а яиц нет. Если говорить конкретно о меховом бизнесе, то в стране практически не осталось звероферм. А ведь Россия всегда торговала пушниной. Теперь мы закупаем мех за границей. Может быть, этот кризис заставит нас повернуться к самим себе и подумать, как нам жить дальше. На моем бизнесе кризис сказался ощутимо. Можете сами зайти в любой меховой салон и увидите – там людей нет. Ноябрь, а никто не покупает шубы.