ноябрь 28, 2008
Эксперты утверждают: экономической стабильности Россия может достичь благодаря внедрению новых технологий. Но у тех, кто готов заниматься инновациями, зачастую просто нет на это денег. Банки инновационные проекты с нуля не кредитуют – ведь для них это огромный риск. А как найти и заинтересовать инвестора? Оказалось, дело это отнюдь не безнадежное.
На предприятии "Витекс" из отходов лиственницы делают витамин P под брендовым названием "Везаларикс" (larix переводится как "лиственница").
Анна Зайкова
Сергей Еськин, директор фирмы "Регионгазсервис" из села Михайловского, хочет построить завод по производству автоклавного газобетона по немецкой технологии. По его подсчетам, через два с половиной года после получения денег производство начнет приносить прибыль. Есть и производственная база, и участок земли, и песок, который служит основным исходным материалом. Дело только за инвестициями.
– В Сбербанке сказали: нужна собственная доля капитала до 30%, а мы этого не имеем, – рассказывает Сергей.
Через московскую инжиниринговую фирму Сергей вышел на предпринимателя, который строит подобный завод в Тюмени и выразил готовность к переговорам. Тогда-то он и задумался: что нужно положить в бизнес-план, чтобы за 10 минут презентации заинтересовать человека, у которого есть деньги?
Побывав на семинаре, организованном в ноябре по инициативе Главного управления экономики и инвестиций края, где выступали представители бизнес-ангелов, Еськин понял: главное – показать детально проработанную картину получения прибыли от своего продукта. И теперь он будет эту картину "рисовать".
Если у Сергея Еськина проект находится пока лишь на первой стадии – идеи, то у Евгения Кондратюка, директора фирмы "Акватех", уже этап "посевной". Новая технология есть, но не хватает денег, чтобы запустить производство материалов для очистки воды из базальтовых волокон – уникальный продукт для фильтрации артезианских и сточных вод.
– Иностранные аналоги достаточно дороги и, отработав свой ресурс, сложно поддаются утилизации на предприятии, а наши можно использовать в строительстве, плюс они экологически чистые, – говорит Кондратюк.
Предприятие работает в рамках федеральной программы "Старт" и уже получило деньги от государства. Государство по условиям госконтракта полностью финансирует первый год работы, второй и третий – наполовину.
Встречаясь с потенциальными инвесторами, Евгений не сразу был готов грамотно презентовать свой бизнес-план. Однако, переработав документы в соответствии с рекомендациями бизнес-ангелов, сумел заинтересовать предпринимателя, который сам занимался научными разработками и имеет опыт в производстве. Правда, окончательное решение об инвестициях еще не принято.
Андрей Макаров, директор фирмы "Витекс", уже фактически приступил к этапу "старт-ап". Его задача – расширить производство дигидрокверцитина – витамина Р, одного из самых мощных антиоксидантов, и занять сегмент рынка. Инновационность проекта в использовании нетрадиционного сырья – отходов лиственницы, а также в применении вакуумно-импульсной технологии в новом контексте.
"Наш продукт будет доступен широким слоям населения, – уверяет Андрей. – На Западе грамм дигидрокверцитина стоит в среднем 220 долларов, а у нас в зависимости от чистоты – от 30 до 180 рублей". Звучит заманчиво, но как убедить инвестора в том, что производство обещает стать высокорентабельным? По мнению Александра Кондыкова, замначальника управления по науке и инновационной политике Главэкономики, аргументы Андрея пока ориентированы на потребителя продукции. А проект-то готовят для инвестора!
Впрочем, такой подход – частая ошибка "инноваторов". Что нужно изменить в проекте, чтобы он стал перспективным для вложения в него денег? В первую очередь точку зрения автора, которому необходимо посмотреть на свое детище глазами будущего капиталиста.
– Андрей Макаров рассматривает свой проект с точки зрения технологии и только частично – с точки зрения рынка и конкурентных преимуществ продукта, – комментирует Александр Каширин, председатель правления СБАР. – Если выстроить проект в правильном формате, его можно предлагать инвесторам. Формализация и стандартизация важны. Когда человек заполняет документы, он сам начинает думать в направлении коммерциализации своей идеи.
"Государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе, в рамках федеральных и региональных целевых программ, через гарантийные залоговые фонды, – рассказывает Александр Кондыков. – Частных инвесторов ищут разными способами. Бизнес-ангелы – лишь один из возможных путей, правда, достаточно хорошо разработанный. Они берутся финансировать проект на стадии максимальных рисков и минимальных вложений, работают с ним до момента, когда он становится привлекательным для крупных инвесторов (например, для венчурных, прямых или стратегических), и продают – конечно, с выгодой для себя".
В 2006 году государство создало Российскую венчурную компанию. РВК прямыми инвестициями не занимается, а в свою очередь создает венчурные фонды, с помощью которых научные разработки могут превращаться в конкурентоспособную продукцию.
Александр Кондыков считает, что венчурные инвестиции – это последнее средство для предпринимателей, когда нет возможности взять кредит на других, более мягких, условиях: "Венчурные фонды, так же как и банки, несут ответственность перед своими инвесторами и должны обеспечить увеличение вложенного капитала. Поэтому они и оставляют за собой контрольный пакет акций предприятия, стремясь обеспечить финансовую эффективность проекта".
Впрочем, наличие нескольких вариантов – это всегда лучше, чем единственная возможность, не так ли? А выбор каждый сделает сам.
Бизнес-ангелы – профессиональные инвесторы (физические и юридические лица), вкладывающие средства в инновационные компании самых ранних стадий развития – "посевной" (seed) и "начальной" (start-up). Используют венчурный механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный (три – семь лет) срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании.
"Бизнес-ангелы, – рассказывает Александр Кондыков, – собирают и рассматривают заявки, если видят перспективу, и работают бесплатно до тех пор, пока не доведут проект до уровня инвестиционной привлекательности. И только когда находится инвестор, берут деньги за свои услуги". У бизнес-ангелов есть своя организация – Национальное содружество бизнес-ангелов России (СБАР).
10–12% организаций в России занимаются инновациями, сообщает Росстат.
1. Какой продукт (услуга) будет предлагаться на рынке?
2. Каковы его конкурентные преимущества?
3. Кто основные потребители и почему они должны купить продукт за ту цену, которую хочет заявитель?
4. Каковы рынки сбыта?
5. Какова предполагаемая рентабельность?
6. Каков объем необходимых инвестиций?
7. Кто войдет в команду?