декабрь 2, 2008
Сфера телекоммуникаций в настоящее время активно развивается. Так, игроки рынка регулярно сообщают о росте числа пользователей Интернета и телефонной связи. Насколько перспективны инвестиции в организацию телекоммуникаций в Алтайском крае, каков их срок окупаемости и какие города нашего региона интересны операторам, работающим с "оптикой", рассказал директор компании "Интелека" Константин Мирный.
– Развитие телекоммуникаций подразумевает использование инвестиций с длительным сроком возврата. Но я считаю, что если регион обладает своей ярко выраженной экономической спецификой, то эти инвестиции будут эффективными. Тем более если эта специфика аграрная, как в Алтайском крае. Сейчас в мире наблюдается всеобщая тенденция повышения спроса на качественные продукты питания. И в дальнейшем она будет набирать обороты все больше, несмотря на то что сельское хозяйство – отрасль дотационная.
Для меня сейчас очевидно, что ситуация, сложившаяся в сельском хозяйстве края, меняется в лучшую сторону. Я вижу, что проходят крупные выставки, я вижу качественную и дорогую технику. А если отрасль и дальше будет развиваться, то ей потребуются в первую очередь три вещи – материальная база, транспорт и связь.
Я считаю, что в настоящее время любое вложение в телекоммуникации эффективно и рано или поздно окупится. Другое дело, что коммерческим компаниям скорее хочется "рано", чем "поздно". То есть сейчас актуален вопрос, насколько быстро вернутся вложения в развитие телекоммуникаций, а вопроса, окупятся или нет, быть не должно – окупятся точно. Но риск длительного возврата средств существует. Потому немногие компании готовы решиться на эти вложения.
С точки зрения расширения телекоммуникационных сетей Алтайский край выглядит привлекательно еще и потому, что у нас есть особые экономические зоны. И если в эти точки роста придут транснациональные корпорации, то период окупаемости вложений в строительство коммуникаций резко сократится.
На сегодняшний день срок возврата средств в коммерческой среде составляет примерно три-пять лет. Если говорить об Алтайском крае, здесь я подстраховался бы и назвал период пять-семь лет. С точки зрения инвестиций в строительство магистральных каналов – сложно сказать. Может быть, такой же.
Уже сейчас в крае есть города, которые имеют право на комплексный подход и с коммерческой точки зрения представляют достаточно перспективные рынки. Это те территории, до которых от Барнаула можно дотянуться "оптикой", в которых достаточная концентрация населения, имеется многоэтажная застройка и промышленное производство. В основных городах края с населением от 50 до 100 тыс. человек оптико-волоконные сети уже есть или находятся в стадии завершения строительства. Они имеются у операторов мобильной связи, энергокомпаний, которые используют их для мониторинга расхода ресурсов. И такие сети постоянно расширяются. Если правильно выстроить стратегию и тактику развития, то в этих городах можно реализовать телекоммуникационные проекты с использованием оптиковолоконных сетей со стандартным периодом окупаемости.
Называть какие-то цифры, касающиеся объема инвестиций, необходимых для развития оптики в городах края, я бы воздержался. Этот показатель зависит от многих факторов. Стоимость варьируется в зависимости от конкретных условий. Нужно также отметить, что очень немногие строительные компании берутся за такого рода проекты. Работа сложная, требует высокого уровня профессионализма, что не может не отразиться на цене.
Инвесторам в телекоммуникации невозможно не учитывать и особенности спроса на подключение к Интернету через оптоволокно. Технология "оптика в квартиру", когда оператор тянет кабель "до компьютера" конкретного клиента, конечно, замечательная. Но реальность такова, что очень немногие пользователи готовы заплатить за подключение требуемую сумму. Даже в Барнауле, не говоря уже о других населенных пунктах края. Стоимость подключения составляет несколько десятков тысяч рублей, поэтому технология "оптика в квартиру" не станет в ближайшее время распространенной на массовом рынке. Сейчас она востребована в основном юридическими лицами. Например, представительствами крупных транснациональных компаний в Барнауле. В последнее время стали появляться клиенты, заказывающие услугу "оптика в квартиру" в коттеджных поселках. Но это пока единичные случаи. Мы же в основном подключаем абонентов по технологии "оптика в здание", когда кабель тянется только до жилого дома. У 99% наших клиентов доступ в Интернет организован именно таким способом. Он значительно дешевле. И в настоящее время является перспективным.
Мы рассматриваем варианты выхода на рынки городов Алтайского края. Пока не могу сказать, когда это будет и какие города мы рассматриваем, но желание есть. Мы и в Барнауле развиваемся достаточно хорошо – динамика роста числа абонентов составляет сотни процентов в год. Правда, всегда хочется еще лучше. Рынок Барнаула далек от насыщения. Но тем не менее и города края нам уже интересны. Как впрочем, и другим операторам.