Война продавцов с производителями

декабрь 10, 2008

Розничные сети пытаются навязать переработчикам новые правила игры, увеличив сроки платежей за поставленную продукцию. Но расплачиваться в любом случае предстоит потребителю.

Супермаркет.
Олег Богданов

Платит входящий

Увеличения отсрочек по платежам за поставленную продукцию ритейлеры начали требовать с поставщиков еще в октябре. Логика проста: хочешь присутствовать на полках – кредитуй сеть из своего кармана.

Антон Смыков,
директор отдела продаж агрохолдинга "Киприно":

Как предприятие-производитель мы тоже имеем обязательства и перед сельхозпредприятиями, у которых берем молоко на переработку, и также работаем на заемных средствах. Придется сокращать свой ассортимент на некоторых полках. Для молокопереработчиков оптимальные сроки рассрочки одна или две недели, а сети требуют от нас увеличить их до 60 дней.

Альберт Лунев,
гендиректор Группы компаний "СПТК":

Увеличение сроков платежей ляжет тяжелой ношей на плечи товаропроизводителей, многие из которых тянут крупные инвест­проекты и закредитованы под завязку.

По мнению Юрия Никитина, гендиректора компании "Торговый двор „Аникс“, требование розницы по увеличению отсрочек платежа может быть вызвано уменьшением объема кредитования ненадежных, с точки зрения банков, сетевых структур.

Юрий Никитин,
гендиректор компании "Торговый двор „Аникс“:

В условиях дефицита заемных средств такие розничные сети смещают акценты с банковских займов на товарный кредит. Для них это вынужденная мера, на которую они идут, чтобы компенсировать возникший кассовый разрыв.

Невероятные сроки

Как утверждают многие переработчики, 60 дней далеко не предел. К примеру, компания "Холидей Классик" в середине октября направляла своим поставщикам официальные письма с предложением увеличить отсрочку платежа за реализованную продукцию на гораздо более продолжительные сроки – до 90 и даже до 120 дней. Об этом, в частности, говорили участники объединения "Алтайсоюзмолоко" на одном из своих недавних заседаний.

Весьма вероятно, что ритейлеры могли выдвигать и более жесткие требования. Правда, эта информация пока остается непод­твержденной. К примеру, сети "Пятерочка" приписывали намерение добиться увеличения отсрочек платежей до 180 дней (!) от одного из производителей алкогольной продукции. Невероятные сроки, ведь предприятие должно уплачивать акцизные сборы не позднее полутора месяцев с момента поставки. Однако Александр Агеев, директор по корпоративному развитию компании "Новые торговые системы", управляющей на территории Сибирского региона розничными сетями "Пятерочка" и "Патэрсон", пояснил, что подобная информация не имеет ничего общего с действительным положением дел.

Цепная реакция

Коллизии, которые сегодня происходят между сетями и товаропроизводителями, могут преподнести обывателю целый ряд неприятных сюрпризов.

Если начнут сбываться негативные прогнозы аналитиков, полки супер- и гипермаркетов заметно поредеют, поскольку многие товаропроизводители просто не смогут "спонсировать" ритейл (и в некоторых магазинах отдельные позиции уже начали пропадать).

С другой стороны, вполне вероятно, что увеличение отсрочек платежей на фоне кризиса будет стимулировать рост цен. По отзывам ряда переработчиков, после нескольких месяцев работы в условиях, диктуемых кризисом, себестоимость продукции серьезно возросла.

Стоят на своем

Впрочем, большинство опрошенных товаропроизводителей не спешат соглашаться на условия, которые выдвигают сети.

По словам Гарри Шония, председателя совета директоров барнаульского молочного комбината "Молочная сказка", условия, которые выдвигали розничные партнеры, в ряде случаев были неприемлемы. Но сегодня компромисс с крупными торговыми сетями достигнут: комбинат, как производитель, и торговые сети, как продавцы, приняли решение соблюдать достигнутые ранее договоренности. Между тем еще совсем недавно сети требовали от БМК многократного увеличения сроков товарного кредита.

– Очевидно, что сети испытывали некоторые финансовые сложности в расчетах со своими поставщиками, но недели две назад, по-видимому, банки все-таки начали выдавать им кредиты, по крайней мере они уже гасят свою задолженность, – констатирует Альберт Лунев. – Это был пробный шар: прощупав возможности товаропроизводителей, они наверняка еще не раз будут ставить подобные условия.

Олег Сергеев,
генеральный директор бийской компании "Меленка":

Очень часто предметом обсуждения становятся какие-то нереальные цифры, – заметил , специализирующейся на производстве мясных полуфабрикатов. – Мне предлагали увеличить рассрочку максимум на полмесяца, но идти даже на эти уступки я не собираюсь. 

Анна Люканова,
аналитик компании "АЛОР":

В настоящий момент торговые сети еще работают по старым контрактам и имеют некий запас. Некоторые сети торгуются с поставщиками, занижают конечные цены, тем самым обеспечивая должный оборот средств. Но паритет может продлиться недолго, поскольку по мере истощения этих запасов условия станут диктовать поставщики. Роста цен на продовольственную продукцию можно ожидать в начале следующего года, поскольку из-за отсутствия поступлений на расчетные счета поставщики будут вынуждены повышать цены на отпускаемый товар и, возможно, даже задерживать поставки. В свою очередь это заставит повышать конечные цены и сетевых операторов.

Справка

120 дней – на такой период предлагали некоторые торговые сети отложить срок оплаты поставленной в магазины продукции.