декабрь 16, 2008
"Я не модный. Скорее я востребованный", – говорит о себе один из самых популярных в краевой столице дизайнеров по интерьерам Иван Боженко, автор таких концептуальных проектов, как "Карт-Бланш", "Иероглиф" и Pistols. О том, как создаются такие интерьеры, как сложно посещать заведения, к которым приложил руку, и о нюансах принадлежности к известной фамилии рассказал г-н Боженко.
"Еще школьником я начал подрабатывать на стройках, пытаясь избавиться от комплекса, что сижу на шее у родителей. Хотя, конечно, фактически сидел. Но никто не мог меня упрекнуть в том, что я ничего не делаю и ни к чему не стремлюсь", – говорит о начале сво
Дмитрий Кудрявцев
– Иван, за четыре неполных года вы сделали проекты для пяти барнаульских ресторанов. Как можете объяснить такой объемный пакет заказов одного профиля?
– Действительно, в перечне общественных проектов у меня большой процент ресторанов. Началось все с того, что новосибирская компания "Карт Бланш Ресто Групп" собиралась открыть в Барнауле ресторан и искала дизайнера. Насколько я знаю, меня им просто порекомендовали. Сотрудничество началось с гриль-бара "Карт-Бланш". Для меня этот проект, наверное, наиболее знаковый в карьере. Затем был "Япошкин" и участие в проекте "Иероглиф". Когда делаешь общественные заказы, очень широко расходятся информационные круги. Вот они и разошлись, и проектов в этой области у меня стало больше.
– Можно отметить какие-то нюансы общественных проектов, которые существенно отличают их от частных заказов?
– Если в случае с частными заказами, квартирами, например, часто бывает пожелание "что-нибудь сделайте", то концепцию общественного заведения инвесторы долго вынашивают. Они изучают рынок и приходят ко мне с уже сформировавшимся видением формата заведения. Кроме того, в общественных заказах очень важна функция, которая играет ключевую роль. И отсюда выстраивается общий итоговый концепт.
– А в квартирных заказах функция не важна? Человеку там жить, а не прийти на пару часов отдохнуть, как в ресторан….
– Важна, конечно, но подход другой. В общественных проектах очень много деталей, и делаешь не для одного, а сразу для многих. Всем, конечно, не угодишь, но стараешься.
– Вы говорите, что заказчики долго вынашивают концепцию будущего заведения. А бывает, что вы видите по-другому и убеждаете клиента внести в концепт существенные изменения?
– Увести заказчика в другую сторону сложно. Если он предусмотрел в бюджете пластиковую мебель, то на кожаную его уже не соблазнишь. Но убедить на несколько иную интерпретацию тех или иных аспектов вполне возможно.
– Креативные специалисты нередко говорят, что им удобнее, когда заказчик представляет техническое задание и бюджет, а потом устраняется от процесса.
– Хороший объект никогда не получится, если заказчик не принимал участия в его создании. Хорошо, если клиент выдает четкое техническое задание, но это большая редкость. Поэтому единственная продуктивная схема – все делать вместе. Кто знает всю подноготную отрасли, в которой реализуется проект? Только заказчик. Хотя сейчас, мне кажется, я смогу сделать ресторан и без участия заказчика – до того уже изучил все нюансы этой сферы.
– Как правило, у каждого креатора есть любимые приемы в создании того или иного проекта. И по ним сведущий человек может определить руку мастера. К вашей области это тоже относится?
– Конечно. Руку мастера можно определить по стилю. Я, во всяком случае, со второго-третьего раза определю. Но почерк автора выражается, наверное, не в каких-то деталях и штучках, а в комплексе. Я вообще думаю, что интерьер как таковой нужно воспринимать только в целом.
– Вы посещаете рестораны, к созданию которых имеете отношение?
– Я стараюсь не приходить как можно дольше после сдачи объекта. Потому что там все знакомо, каждую стену я, можно сказать, своими руками отполировал. А потом сидишь и видишь: вот тут повесили кривовато, здесь поставили не так… Когда знаешь объект досконально, такие мелочи бьют в глаза. Но со временем страсти утихают, и я воспринимаю все нормально. И мне приятно: раз люди сюда пришли, значит, им тут нравится.
– А в ресторанах, чьи проекты принадлежат другим дизайнерам, вы также присматриваетесь к деталям?
– Наверное, как и любой другой человек, пока сидит в ожидании заказа. "Зачем здесь это? А вот этого маловато…" – такие мысли бродят все время. Но если кухня в этом заведении меня удовлетворяет, я потом запросто могу и абстрагироваться от этих размышлений.
– Вы говорите, "отполировал своими руками". То есть вы не ограничиваетесь работой с компьютерными программами, а активно участвуете и в технических процессах?
– А как же! Сам придумываешь фактуру, сам ее и пробуешь. Этот процесс едва ли не самый интересный в моей профессии.
– А есть любимые материалы, технологии, фактуры?
– Прежде всего это дерево, которое всегда будет актуальным. Я бы очень хотел поработать со штампованным пластиком, с лазерными технологиями, которые у нас практически не представлены в интерьерах. Но заказчики пока не готовы к экспериментам. Такие вещи – имиджевые, а их в Барнауле мало. Пока для заказчиков на первом месте окупаемость, а уж потом – имидж.
– Как вы можете охарактеризовать технологические возможности для реализации тех или иных мыслей дизайнера? Насколько я знаю, в Барнауле с качественным воплощением идей в любой области возникают сложности…
– Ох, реализация!.. Она часто бывает ключевым фактором, от которого зависит судьба идеи. Бывает, и мысль отлично "ложится" в концепцию, и заказчик готов к тому или иному повороту, а технологических возможностей нет. Но иногда идея настолько ценна, что клиенты идут на то, чтобы пригласить специалистов из других городов. Например, сейчас я делаю масштабный и очень сложный во всех отношениях объект – спорткомплекс в спальном районе города. И для отдельных видов работ пришлось привлекать иногородних специалистов. Местные нужными технологиями не владеют и качество обеспечить не смогут.
– А как вообще выстраивается "рабочая группа" объекта: вы заводите своих смежников или это проблемы заказчика?
– Последнее слово всегда за заказчиком. Он приглашает известных ему людей, компании, работа которых его устраивает. Бывает, конечно, что эти смежники совсем не того уровня, который нам в итоге нужен. В этом случае я стараюсь убедить клиента пригласить других исполнителей – тех, с кем я говорю на одном языке, неоднократно проверенных на разных объектах. И заказчики соглашаются, хотя и не всегда.
– Для вас имеют значения масштабы объекта?
– Хорошую концепцию можно сделать для любой площадки. Вот, например, новый зал ресторана "Иероглиф": маленький, но там все продумано и гармонично.
– То же можно сказать и о квартирах? Из хрущевки тоже можно сделать знаковый объект?
– Можно. Я начинал именно с таких заказов. Любая квартира может стать интересным заказом, главное – правильно подойти к этому. Когда не просто ремонт, а что-то концептуальное.
– Тем не менее сейчас вы уже практически отошли от квартир, попробовали совершенно иные бюджеты и масштабы. Но с учетом сложившейся экономической ситуации, возможно, в городе сократится количество потенциальных общественных заказов. Сможете вернуться обратно к хрущевкам?
– А почему нет? Вообще у меня нет панических настроений на предмет кризиса. Скорее, есть разочарование: только-только все начало складываться, пошло на подъем, а тут – бах! Но хочется верить в хорошее.
– На ведущих телеканалах присутствуют программы, посвященные ремонту: "Школа ремонта", "Квартирный вопрос"… Эти проекты каким-то образом отражаются на востребованности дизайнеров?
– Конечно. Эти передачи рекламируют мою профессию, что не может не радовать. Но вместе с тем нередко они играют и "в минус". Так, бывают заказчицы, которые, насмотревшись таких передач, вдохновляются, все придумывают и зовут дизайнера только для того, чтобы это воплотить. То есть, по сути, зовут меня на роль бригадира. А это не моя работа – воплощать чужие идеи.
– Как вы считаете, в том, что у вас "все пошло на подъем", есть роль столь известной в Барнауле фамилии (отец Ивана – Сергей Боженко – экс-главный архитектор краевой столицы, художник. – Прим.)?
– Не люблю я этот вопрос… Фамилия накладывает большую ответственность. Когда я только начинал работать, это вообще был ключевой для меня вопрос. Сейчас уже, конечно, он стоит не так остро. Я горжусь своей фамилией, но стараюсь ее не афишировать. Не хочу, чтобы меня приглашали только из-за ее известности. К счастью, сейчас сложилось так, что мою фамилию заказчики обычно узнают во время подписания договора.
– И еще немного на тему квартир. Можно предположить, что уж из своей вы точно сделали ту самую "конфетку"…
– Нет, у меня тот самый классический случай, когда сапожник без сапог. Идей слишком много, а времени слишком мало. Безусловно, со временем я что-то со своим жилищем сделаю. Но пока я еще молод, и у меня нет необходимости торопиться с этим процессом.
Иван Сергеевич Боженко родился 29 ноября 1981 года. Окончил институт архитектуры и дизайна АлтГТУ. Еще обучаясь в вузе, г-н Боженко начал работать в компании по проектированию интерьеров "Раум-дизайн", где трудится и сейчас. "Чем больше я занимаюсь своим делом, тем больше понимаю, что ничего в профессии не знаю: все время появляются какие-то новые технологии, нюансы, тенденции…. Так что оттачивать свое мастерство можно бесконечно", – говорит Иван Боженко о совершенстве в профессии.
Иван очень спокойный человек. "Но я могу выйти из себя. Например, когда сталкиваюсь с ярым нежеланием пытаться понимать что-либо", – говорит дизайнер. Он не женат. Из своих увлечений г-н Боженко выделяет музыку, в которой он, по собственной оценке, "всеяден".