январь 15, 2009
В январе исполняется 70 лет с момента образования санавиации в Алтайском крае. 25 лет Александр Кунгуров, заведующий экстренной специализированной консультативной помощью краевого центра медицины катастроф, "руководит полетами", чтобы спасать людей. Сегодня он рассказывает о катастрофах, запомнившихся ему за четверть века на боевом посту.
Александр Иванович старается никогда не унывать.
Олег Богданов
- Я работаю в отделении санитарной авиации 28 лет. Я думаю, что в России нет ни одного человека, который проработал бы так долго в этой сфере,
Первая катастрофа на моей памяти произошла в 1979 году. Я тогда учился в клинической ординатуре в краевой больнице. На границе Алтайского края и Новосибирской области столкнулись товарный и пассажирский поезда. Только со стороны Алтайского края было около 120 жертв. Мы собрали максимальное количество хирургов со всего края и вылетели на место. Там я увидел неразбериху и мародерство. Из этого случая сделал вывод, что в медицине должны действовать парамедики. Люди в школе или еще где-либо должны научиться навыкам оказания первой помощи. Тогда было заметно, что никто почти не знает элементарных вещей – это меня поразило.
В 1989 году на границе Башкирии и Челябинской области произошел взрыв газопровода. В аварию попали два пассажирских поезда "Новосибирск – Адлер" и "Адлер – Новосибирск". А в них были вагоны из Алтайского края. Я собрал бригаду, мы взяли с собой единственную в крае искусственную портативную почку. Было много отказов почек, и мы откачивали больных, которые были на грани смерти. Потом моему специалисту по ожогам пришлось ездить по всей стране: в Уфу, Москву, Ленинград, Челябинск – везде, куда мы вывозили больных. Он искал тех, кто с Алтая.
В 1984 году я стал заведовать санитарной авиацией. Мы оказывали помощь всему населению края. Работали под девизом: сельское население должно получить специализированную медицинскую помощь лучше, чем в Барнауле.
В январе 1939 года в Алтайском крае были открыты станция санитарной авиации, станция переливания крови и противочумная станция. В конце 80-х была создана служба медицины катастроф (тогда она называлась отделением центра экстренной специализированной помощи при чрезвычайных ситуациях). Сейчас санитарная авиация находится в составе краевого центра медицины катастроф и имеет четыре филиала.
Я пригласил Александра Ивановича работать в санавиацию. Это одна из самых сложных работ для хирургов. Нужно быть профессионалом высокого класса, ведь мы вылетали в тех случаях, когда врачи на месте справиться с ситуацией не могли. И еще нужно иметь хорошее здоровье – после нескольких часов полета иногда приходилось оказывать помощь самому врачу.