Сергей Локтев: "Сегодня развитие малого бизнеса – особо значимый проект"

январь 26, 2009

Любая нестабильность порождает особое внимание определенных общественных групп к действиям властей. Представители малого и среднего бизнеса в данном случае находятся в особом положении. Ведь государство на федеральном уровне объявило, что готово поддерживать лишь крупные предприятия. Функции спасителя малых и средних компаний в большей степени возлагаются на регионы. В интервью с первым вице-губернатором Сергеем Локтевым мы искали ответы на вопрос, как администрация Алтайского края в кризисных условиях поможет предпринимателям.

– Сергей Александрович, итоги года в малом и среднем бизнесе обычно принято подводить и иллюстрировать в динамике. Но количественные показатели не всегда могут совпадать с качественными. Есть ли у вас уверенность, что малый и средний бизнес в крае растет именно с качественной точки зрения?

– Уверенность в этом есть. Положительная динамика основных показателей развития малого предпринимательства в крае за последние годы подтверждает и качественный рост этой сферы. Мониторинг эффективности господдержки показывает, что инвестиции в основной капитал малых предприятий направляются на развитие бизнеса, приобретение новых технологий, оборудования и транспорта, на строительство и ремонт зданий, сооружений. Из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, обратившихся за возмещением части банковской процентной ставки по привлеченным кредитам в прошлом году, 40% заняты в производстве, 25% – в сфере услуг и 35% – в торговле.

– Какие еще статистические данные по развитию малого и среднего бизнеса вы можете привести?

– Среднемесячная зарплата наемных работников на малых предприятиях с начала года возросла на 18%. Малым бизнесом края в 2008 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг более чем на 67 млрд. рублей, что на 20% больше показателя 2007 года. Поступление налогов и сборов от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней в 2007 году увеличилось к уровню 2006 года в 1,5 раза. По оперативным данным, в 2008 году тенденция роста объемов налоговых платежей сохранилась.

– Правда ли, что количество индивидуальных предпринимателей и малых предприятий в крае остается примерно одинаковым на протяжении нескольких лет?

– Это не так. Динамика количества субъектов малого предпринимательства и численности занятых в малом бизнесе на протяжении последних трех лет демонстрирует уверенный рост. По данным Алтайкрайстата, количество малых предприятий за 2007 год возросло на 15%, среднесписочная численность занятых на них – почти на 4%, а количество индивидуальных предпринимателей на 10%.

О работе на местах

– В прошлом году в крае был официально принят Закон "О развитии предпринимательства". Но многие представители малого и среднего бизнеса считают, что этот документ на самом деле мало что им даст. Не могли бы вы пояснить практическую пользу закона для них?

– Принятие закона важно в первую очередь с точки зрения установления правовой основы политики господдержки малого и среднего предпринимательства, реализуемой в крае. Закон не регламентирует объемы оказания конкретной помощи конкретным предпринимателям, но определяет условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, полномочия государственных и муниципальных органов власти в этой области. Непосредственное оказание поддержки субъектам предпринимательства осуществляется через ведомственную целевую программу о государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае, а также через программы развития малого и среднего предпринимательства муниципальных образований.

Теперь о практической пользе. Краевым законом к полномочиям органов местного самоуправления отнесено формирование и осуществление муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства с обязательным финансовым обеспечением. Исполнение полномочий возможно на условиях софинансирования муниципальных программ из краевого бюджета. Это послужит определенным стимулом для того, чтобы муниципалитеты действительно занялись детальной разработкой программ и запланировали средства из муниципального бюджета на развитие малого и среднего бизнеса. Причем финансовая поддержка будет значительно возрастать, в том числе и на федеральном уровне.

Крайне актуальны положения закона, касающиеся защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса, функционирования инфраструктуры поддержки предпринимательства и взаимодействия органов власти с общественными объединениями предпринимателей. Реализация конкретных статей позволит более эффективно решать вопросы устранения административных барьеров в развитии предпринимательства, повысить результативность деятельности организаций, входящих в инфраструктуру поддержки, и обеспечить реализацию принципа гласности при принятии мер в области оказания поддержки предпринимателям.

– В таком случае интересно, каким образом краевая администрация сегодня оценивает работу муниципалитетов по развитию малого и среднего бизнеса?

– В первую очередь нами учитывается результативность программных мероприятий. Безусловно, оцениваются также основные количественные и качественные показатели, характеризующие развитие малого и среднего бизнеса, но они рассматриваются вкупе со спецификой экономического развития территории. Согласитесь, нельзя сравнивать между собой уровни развития предпринимательства Павловского и, скажем, Тюменцевского районов.

Действенность муниципальных программ поддержки малого и среднего бизнеса во многом определяется наличием и качеством механизма их разработки. Мы нацеливаем муниципалитеты на формирование программных документов, принятие нормативно-правовых актов в тесном взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей, обеспечение реализации программ из средств местных бюджетов. На практике в большинстве территорий финансирование получает самая малая часть мероприятий. И эти средства скорее не реальная поддержка, а формальная отговорка, что программа обеспечивается деньгами. Так, программой 2009 года Красногорского района на финансирование мероприятий по поддержке предпринимательства запланировано 30 тыс. рублей, в Суетском районе – 43 тыс. рублей. В некоторых муниципальных программах не закладываются средства на софинансирование мероприятий из краевого и федерального бюджетов.

О финансировании

– Если говорить о деньгах, то в этом году в связи с финансовым кризисом особую актуальность приобретает господдержка предпринимательства. В крае принята соответствующая программа. Сколько средств заложено в ней на 2009 год?

– Действительно, в сегодняшних условиях развитие малого бизнеса является особо значимым проектом. С ним мы связываем в первую очередь решение проблем занятости, обеспечения роста уровня жизни населения.

Ведомственной целевой программой по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства на 2009 год определены средства в сумме 87 млн. рублей, в том числе 57 млн. рублей – на мероприятия по финансово-кредитной поддержке. Но это не окончательные цифры. Реализация финансово-кредитного направления поддержки в 2009 году будет расширена через создание в крае фонда микрозаймов и выдачу грантов на создание собственного дела. Из краевого бюджета на эти цели предполагается направить порядка 100 млн. рублей и получить дополнительное софинансирование из федеральных средств в соотношении 1:4. В итоге только на создание новых финансовых механизмов поддержки предпринимательства и софинансирование мероприятий по субсидированию части банковской процентной ставки по предпринимательским кредитам мы планируем привлечь около 500 млн. рублей.

– Можете рассказать чуть подробнее о работе фонда и системе грантов?

– Фонд микрозаймов позволит предпринимателям пользоваться краткосрочными кредитами на более льготных условиях, чем в банках. Предполагается, что размер микрозайма будет составлять до 1 млн. рублей. Также в этом году мы намерены опробовать схему выдачи грантов начинающим предпринимателям той категории, которым наиболее проблематично получить кредитные средства в банках на развитие собственного дела.

Дополнительное финансирование еще в прошлом году получено на обеспечение залоговых поручительств сельскохозяйственным потребительским кооперативам с участием гарантийного фонда в размере 30 млн. рублей. Его капитализация достигла 100 млн. рублей. Средств в фонде достаточно, чтобы оказать поддержку предпринимателям, которым на получение кредита не хватает собственных залоговых ресурсов.

В целом на поддержку малого и среднего бизнеса в этом году планируется направить около 200 млн. рублей краевых средств и привлечь до 500 млн. рублей из федерального бюджета. Это позволит направить в сферу предпринимательства края до 3–4 млрд. рублей кредитных ресурсов и снизить негативные последствия кризиса.

О резолюции съезда

– Почему так поздно был утвержден план мероприятий по итогам последнего съезда предпринимателей, ведь на его подготовку ушло полгода?

– На самом деле план мероприятий по выполнению резолюции XII съезда предпринимателей края был разработан управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры совместно с ведущими краевыми объединениями предпринимателей в августе прошлого года. Поскольку данный документ должен стать руководством к действию как для администрации края, так и для представителей малого и среднего бизнеса, он требовал тщательной проработки, в том числе на соответствие действующему законодательству. Кроме того, проект плана был рассмотрен и одобрен на заседании Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе края в сентябре 2008 года. Документ был открыт для обсуждений и внесения предложений для всех субъектов малого бизнеса через органы местного самоуправления и информационно-консультационные центры территорий.

— Должны ли предприниматели в обязательном порядке присоединяться к так называемому трехстороннему соглашению между краевым советом профсоюзов, объединениями работодателей и администрацией края?

– В этом деле главенствующим является добровольность. Подписание и исполнение соглашения, к слову сказать, являются критерием качественного роста предпринимательства. И объединения предпринимателей, подписавшие соглашение, демонстрируют стремление к цивилизованному развитию, когда соблюдение принципов социальной ответственности бизнеса не менее важно получения прибыли.

О чем еще рассказал Сергей Локтев

Об активности муниципалитетов

– Состоявшийся в декабре минувшего года I краевой форум бизнес-проектов, к сожалению, показал, что более половины муниципальных образований не смогли организовать взаимодействие с предпринимателями в вопросах позиционирования малого бизнеса территорий, повышения его инвестиционной привлекательности. Например, несмотря на то что сегодня администрацией края принят ряд нормативных документов, регулирующих вопросы развития дорожного сервиса, такие районы, как Зональный, Косихинский, Первомайский, Поспелихинский, Смоленский, Тальменский, Троицкий, не представили на форум ни одного проекта по строительству таких объектов. Хотя это направление является приоритетным.

О поддержке торговли

– На уровне нашего региона были определены приоритеты развития малого и среднего бизнеса в реальном секторе экономики. При этом нет никаких ограничений в получении финансовой поддержки предпринимателями, занятыми в торговле. Для иллюстрации скажу, что в прошлом году 170 субъектов малого предпринимательства, занятых в торговле, получили возмещение части банковской процентной ставки на общую сумму 11,6 млн. рублей. Если говорить в целом, то на практике поощряются бизнес-проекты в любых отраслях экономики, обеспечивающие увеличение количества работающих, повышение уровня зарплаты наемных работников и налоговых платежей. Они сохраняются и сегодня.

О работе гарантийного фонда

– Считаю в условиях кризиса актуальными решения, принятые попечительским советом Алтайского гарантийного фонда в конце прошлого года, которые позволяют пользоваться финансовой поддержкой широкому кругу предпринимателей. В 2009 году выдача поручительств осуществляется на безвозмездной основе. Размер поручительства увеличен до 10 млн. рублей. Сельхозкооперативы введены в число клиентов фонда. Для них размер поручительства может составлять 50% залогового обеспечения по кредиту. Планируется пересмотреть эту цифру, доводя ее до 70%.

Справка

Сергей Александрович Локтев родился 14 августа 1959 года в селе Верх-Суетка Благовещенского района Алтайского края.
В 1985 году с отличием окончил Алтайский политехнический институт им. Ползунова. После вуза работал по специальности на предприятиях перерабатывающей отрасли. С 1988 года – на "Барнауль­ском пивоваренном заводе", где работал на различных должностях, в том числе генерального директора и председателя совета директоров. В 2005 году стал заместителем главы администрации Алтайского края, а в 2007 году – первым заместителем губернатора.

Как сообщает официальный сайт краевых властей, Сергей Локтев "обеспечивает согласованную деятельность заместителей губернатора края и органов исполнительной власти Алтай­ского края по ключевым вопросам".