январь 28, 2009
Проблема всех времен и народов – как сделать так, чтобы деньги бюджета были потрачены на нужные обществу цели, чтобы они не ушли на "промывку оптических осей" или строительство дорог в никуда, чтобы оплаченная государством услуга была оказана нам на достойном уровне.
Несколько лет назад Алтай приступил к реформированию финансов, одной из целей которого как раз и было повышение эффективности бюджетных расходов. По мнению Владимира Притупова, заместителя губернатора края, председателя комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике, за эти годы многое изменилось.
– Главное – не потратить миллион или два, а сделать что-то конкретное, добиться поставленных целей, – говорит Владимир Притупов. – Мы длительное время приучали к этому всех участников бюджетного процесса. Потребовалось не только время – изменение психологии.
Приведу пример. В 2007 и 2008 годах все новые виды медицинских операций, которые у нас не делали раньше, стали финансировать из бюджета по новому принципу. Определили цену услуги и предусмотрели в бюджете достаточно большой объем средств. Выплачивать деньги стали за выполненные операции.
Поначалу было большое сопротивление. Нас убеждали: надо дать определенные суммы, а уж сколько медики сделают, столько сделают. Но наш подход дал результат: очередь на некоторые виды операций, которая существовала много лет, полностью рассосалась.
Внятно прописать цели, ориентиры бюджетных расходов, сделать их публичными – это было одним из элементов программы реформирования финансов. Все целевые и ведомственные программы сегодня должны содержать эти ориентиры. При этом предусмотрен механизм контроля за достижением результатов.
Контроль этот разный. По краевым целевым программам, например, предусмотрен ежеквартальный и ежегодный отчет перед депутатами. Если программа реализована в незначительной степени или систематически выполняется не полностью, возникает вопрос о том, нужна ли она или требуется ее изменение. Другая сторона контроля – проверки Счетной палаты, ревизионных органов.
Мы не ожидали, насколько здоровым будет обсуждение бюджета по итогам такого анализа. Участники бюджетного процесса сами предлагали, скажем, не только увеличивать финансирование, но и искать резервы или вообще рассмотреть целесообразность сохранения каких-то мелких программ.
Программа субсидирования процентной ставки по кредиту начала работать давно – в 2001 году. Тогда получателями субсидий было большое количество предприятий с не совсем четкими проектами, средства распылялись. Иногда деньги шли на пополнение оборотных средств.
Сегодня размер помощи стал значительно больше, а число получателей значительно меньше. В большей степени поддерживаются именно крупные инвестпроекты. Все получатели – предприятия, имеющие темпы роста производства и налоговых отчислений в полтора, а то и два раза более высокие, чем в среднем по краю. Зарплата на таких предприятиях должна быть выше среднекраевой. А крупные предприятия создают за собой шлейф – малый бизнес.
В 2008 году мы стали использовать и новые подходы к поддержке инвестпроектов. Впервые из краевого бюджета были выделены средства на строительство дорог, линий электропередачи, газовых сетей к строящимся объектам. На инфраструктуру для четырех крупных проектов, получивших поддержку из бюджета, направлено 50 миллионов рублей. А на субсидирование части ставки – около 231 миллиона рублей.
А ведь по этим дорогам ездят все, все имеют возможность подключиться к сетям, пользоваться газом. То есть это – площадки, готовые к дальнейшему развитию. Этот подход мы сохраним и в 2009 году.
Конечно, бюджетный процесс сегодня не идеальный. Может быть, нужна большая публичность при обсуждении некоторых вопросов.
В будущем, возможно, есть смысл перейти на другие критерии и оценки эффективности, вырабатывать их не с точки зрения ведомства-разработчика, а с позиции общества, человека. Например, есть целевая программа повышения безопасности дорожного движения. В ней оценивается, сколько должно быть светофоров, знаков, патрульных машин. А программа должна выражаться в чем? Сколько человек погибло на дорогах, сколько травмировано, степень тяжести этих травм. Такой подход принципиально другой, он требует ломки.
Хотелось бы еще, чтобы у гражданина было больше прав выбора места получения государственной услуги – например медицинской. Чтобы человек не был закреплен за конкретной поликлиникой или школой, а мог выбирать, где ему лучше окажут услугу. Тогда и каждый из нас будет своим выбором оценивать качество услуги, а государство видеть, куда направлять средства.
*Оптическая ось – физическое понятие, в реальности не существует. Спирт "на промывку оптических осей" выписывали советские физические лаборатории в расчете на то, что чиновники, от которых зависело выделение ресурсов, плохо помнят физику.
Нашему региону присвоен кредитный рейтинг международного агентства FitchRatings:
ВВ– (долгосрочный рейтинг в национальной валюте) и А+ (национальный рейтинг). Рейтинг позволяет нам проводить заимствования. Но просто привлечь деньги на то, чтобы выплатить зарплату или пособие, – это означало бы, что мы принципиально неправильно построили бюджет. Мы не исключаем возможности краевых заимствований для реализации конкретных инвестпроектов, требующих привлечения средств.
49,22 млрд. рублей – таковы доходы краевого бюджета в 2008 году. Это на 29% больше, чем в 2007 году. 20,664 млрд. рублей – собственные доходы краевого бюджета.
Госдолг края на сегодня – 794 млн. рублей, из них прямых обязательств бюджета (кредитов) всего 190 млн. рублей. Уже к концу 2007 года отношение общего риска (общий долг плюс другая задолженность по классификации Fitch) к совокупным доходам снизилось с 23% в 2003 году до незначительного 2,4%.