январь 29, 2009
В крае начата подготовка краевой целевой программы развития туризма. В конкурсе на право ее разработки победила московская компания "Центр стратегических разработок – Регион", работающая при правительстве РФ. Она предложила наименьшую цену – 3 млн. рублей. Представители "центра" уже дважды побывали на Алтае. Участники рынка в целом одобряют создание программы, однако высказывают опасения по поводу того, как она будет реализована.
Олег Богданов
Как сообщил Иван Беляков, начальник управления инвестиционных рынков и ресурсов Главного управления экономики и инвестиций края, сегодня разработчики находятся на начальном этапе подготовки программы.
Они знакомятся с основными точками роста, изучают регион в целом". В декабре представители центра побывали в Алтайском, Смоленском, Солонешенском районах, Белокурихе. Тогда же состоялась их встреча с представителями крупнейших туркомпаний края, членами Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ). В январе они посетили Чарышский, Краснощековский, Курьинский, Завьяловский районы, Горную Колывань, Змеиногорск, Яровое. Разработчики встречались с главами районов, руководителями туробъектов, местными туроператорами. "Все предложения, которые поступили в ходе этих встреч, будут анализироваться. Сделанные выводы лягут в основу программных мероприятий.
В администрации заявляют, что пока рано говорить о том, какие конкретно направления развития туризма будут прописаны в документе, найдут ли там свое отражение механизмы взаимодействия различных участников этого рынка. Вместе с тем именно эти вопросы сегодня больше всего волнуют тех, кого реализация программы затронет напрямую. Представители турбизнеса уже сегодня высказывают свое мнение по поводу того, какие пункты должен содержать документ.
Программа нужна бесспорно, чтобы знать хотя бы, куда двигаться. Если цель впереди ясна, достигать ее проще. На мой взгляд, программа должна учитывать потенциальный спрос, то есть рисовать портрет нашего возможного покупателя, она должна достаточно подробно описывать, рисовать особенность края, создавать некий "магнит", ради которого к нам и поедут со всех городов и весей. В документе также необходимо наметить способы ее реализации.
О том, что нужно изучать характеристики въездного турпотока, говорит и Вера Матюхина, исполнительный директор компании "Спутник-Алтай".
В этом случае будет понятнее, объекты и услуги каких видов и категорий нужно создавать. Нужно, я считаю, концептуально определить, на каких территориях края какие направления туризма будут развиваться, где и какие виды отдыха целесообразнее развивать. Это должно быть ясно с самого начала. Тогда будет проще создавать соответствующую инфраструктуру, а затем – на уже понятные условия – привлекать инвесторов.
Впрочем, есть на рынке и альтернативная точка зрения. Скажем, по мнению Владислава Горбунова, заместителя генерального директора гостинично-развлекательного комплекса "Беловодье" (Белокуриха), в рамках какой-либо программы развивать отдельно взятую сферу туризма в принципе невозможно: "Туризм – отраслевая система, она является показателем состояния экономики региона в целом. Пусть города станут светлее, улицы чище, пусть хотя бы в транзитных городах будут установлены указатели, помогающие гостям ориентироваться. Когда себя комфортно чувствуют жители, тогда и для гостей специально ничего придумывать не нужно".
Впрочем, и г-н Горбунов называет направление, работа в котором пока ведется не достаточно активно: "Вопрос продвижения края на туристском рынке – это поле непаханое. Надеюсь, программа решит эту проблему".
Участники рынка акцентируют внимание на том, что главным является не сам факт создания документа, а то, как он будет реализован. "Программа не самоцель. Главное, насколько она будет жизнеспособна", – констатирует Татьяна Сажаева. "Меня несколько смущает экономическая ситуация, в которой создается программа. Реализовать ее в условиях кризиса будет довольно непросто. Сегодня объективно падают туристические потоки, поскольку люди сейчас концентрируются на удовлетворении потребностей первого порядка. Да и инвесторы очень взвешенно подходят к выбору объектов вложения средств", – делится своими сомнениями Вера Матюхина.
Важную роль в том, как будет реализована программа, сыграют и взаимоотношения между самими участниками рынка, считает Альфия Сулейманова, генеральный директор ГРК "Беловодье": "Для того чтобы программа работала, людям, работающим в сфере гостеприимства, необходимо четко понимать, что мы не только конкуренты, но и коллеги".