Общественная палата предложила губернатору скорректировать тарифную политику

февраль 4, 2009

Комиссия по вопросам экономической и бюджетной политики Общественной палаты Алтайского краянаправила губернатору обращение, в котором высказала критику проводимой в регионе тарифной политики и предоставила результатыизучения этого вопроса. Общественная палата высказала ряд предложений, чтобы снизить тарифы и уменьшить диспропорцию в энерготарифах для разных групп потребителей.


Михаил Хаустов

Уважаемый Александр Богданович!

Кризисные явления, происходящие в экономике страны, проявляются, безусловно, и в нашем регионе. Главной целью в этой ситуации видится минимизация на уровне региона факторов, способствующих развитию этих явлений в реальном секторе экономики и негативно влияющих на социальную сферу края. И развитие, в свою очередь, факторов содействующих сохранению набранных темпов и объемов производства, уровня жизни населения, реализации инвестиционных проектов.

В первую очередь речь идет о тарифной политике в Алтайском крае, реализацию которой оказывает непосредственно структура администрации региона.

Так, тарифное регулирование 2009 года не учитывает, на наш взгляд, целый ряд вновь открывшихся факторов внешней среды - прежде всего серьезное удешевление со второй половины прошлого года энергоносителей, металлов, стройматериалов и др.

В результате затраты на электро- и теплоэнергию по установленным тарифам должны возрасти в целом в экономике региона на 20%, а у мелкого и среднего бизнеса – более чем на 50%, что заметно выше планируемого инфляционного уровня.

Между тем, поступающие письма и информация с мест свидетельствует, что рост тарифов на электрическую энергию по некоторым уровням напряжения составляет 100%. Уже сегодня энергосбытовыми предприятиями выставляются счета, в которых тариф для предпринимателей составляет 4.40 р. за 1 кВт-час и более.

Тепловая энергия в отдельных муниципалитетах для граждан выросла на 60%. Сжиженный газ, предельный уровень цен в первом квартале которого, по решению правительства не должен был превышать 5% уже подорожал на 25%.

Все это уже сегодня приводит к негативным социально-экономическим последствиям в регионе, снижению конкурентоспособности товаров алтайских производителей, спаду объемов производства, усиливают социальное напряжение в обществе. Мы считаем, что в стране сегодня нет экономических условий для роста тарифов, кратно превышающих прогнозируемый уровень инфляции.

Одна из главных причин существенного роста тарифов на наш взгляд, кроме объективных причин, связанных с отсутствием должных объемов генерации в крае, является слабая защищенность региона на уровне Федеральной службы по тарифам. Из года в год для Алтайского края доводятся одни из самых высоких в Сибирском федеральном округе уровни тарифов на покупаемую у производителей электроэнергию. Так, тарифы в Иркутской области, Красноярском крае, республике Хакасия в 3-4 раза ниже, чем в Алтайском крае.

Отчасти проблема истекает из незавершенности процесса реформирования энергетики и создания конкурентной среды, сложившейся абсурдной практики опережающего включения в тарифы роста инфляции на очередной период регулирования. Тем не менее, мы считаем, что сегодня при грамотной и целенаправленной политике в крае и на федеральном уровне государственное регулирование тарифов имеет возможность создать условия для взаимовыгодного сотрудничества энергоизбыточных и энергодефицитных регионов Сибири и России.

:

1. С целью защиты экономических интересов Алтайского края на федеральном уровне, а также с целью формирования экономически обоснованных и сбалансированных тарифов восстановить работу Региональной энергетической комиссии (РЭК) с включением в ее состав наряду с экономистами и экспертами в области энергетики представителей депутатского корпуса, общественности и работодателей.

2. На основе экономического анализа добиться снижения в 2009 году среднего тарифа на электрическую энергию, поставляемую потребителям по Алтайскому краю устанавливаемых ФСТ РФ на 15-20% на примере других регионов РФ.

3. Устранить возникшие в 2009 году диспропорции в тарифах для потребителей, работающих на высоких и низких сетях напряжения.

4. Для минимизации затрат потребителей, а также с целью недопущения получения необоснованной прибыли энергосбытовыми организациями запретить в текущем году применять тарифы на электроэнергию выше уровня среднего одноставочного тарифа, утвержденного Постановлением Главэкономики №143.

5. Создать четкую и понятную систему информирования потребителей для исключения ошибочных экономических решений по применению тарифов, потреблению электроэнергии и услуг ЖКХ;

6. Разработать программу по стимулированию энергосбережения как для граждан, так и для производителей.

7. В целях формирования конкурентного рынка электроэнергии проработать вопрос о получении более дешевой электроэнергии для потребителей Алтайского края.